|
Предисловие автора к первому русскому изданию
Русское издание книги «Человеческие качества» выходит в свет на пороге
восьмидесятых годов — знаменательного десятилетия, обещающего стать одним из
самых важных переходных периодов во всей истории человека. Перед ним сейчас
открыт столь широкий выбор путей дальнейшего развития, и в то же время во всем
столько неясного и неопределенного, что поистине настала пора сделать паузу и,
поразмыслив о судьбе дел человеческих и смысле нашей удивительной эпохи,
попытаться понять, что же делать дальше.
Ободренный и взволнованный публикацией этой книги в Советском Союзе, я
позволю себе, дорогие читатели, отняв у вас несколько минут, поделиться
некоторыми своими мыслями. Думаю, что эти страницы — хотя бы в самой скромной
мере — помогут вам осознать, какую исключительную важность приобретают сейчас
присущие всем — даже самым отверженным и обездоленным — людям планеты внутренние
человеческие качества, их выявление и развитие у жителей любых уголков мира.
Ведь, в сущности, именно эти качества являются самым важным ресурсом
человечества, сравнимым разве что с тем теплом, той энергией, которую так щедро
посылает нам солнце. И научиться использовать их для блага всех вместе и каждого
в отдельности — вот тот новый важнейший рубеж, который предстоит преодолеть
нашему поколению.
Чтобы уловить и постигнуть смысл происходящих на наших глазах стремительных и
радикальных перемен, надо попытаться увидеть вещи в перспективе. В этом смысле
полезно вспомнить, что на протяжении десяти тысяч веков, прошедших с момента
появления на Земле, развитие его шло очень медленно. Но постепенно он
обосновался в нескольких наиболее удобных для жизни местах и начал завоевывать
планету, становясь на мировой сцене звездой первой величины. Это продолжалось
примерно последние сто веков, которые иногда называют «историческим периодом» —
временем, в течение которого можно проследить деяния человеческие. Надо было,
однако, дождаться нынешнего столетия, а точнее, нескольких последних десятилетий
— ничтожного мига на часах эволюции, — чтобы увидеть, как на крыльях
научно-технической революции человек достиг полного расцвета своего
могущества.
Нынешняя, полная чудес и противоречий фаза прогресса, принеся человеку
множество щедрых подарков, в то же время глубоко изменила нашу маленькую
человеческую вселенную, поставила перед человеком невиданные доселе задачи и
грозит ему неслыханными бедами.
Человеку сейчас, по сути дела, не остается ничего иного, как возможно быстрее
приблизиться к следующей фазе своего развития — той, где он, сочетая свое
могущество с достойной мудростью, научится поддерживать в гармонии и равновесии
все дела человеческие. Но произойти это может только за счет невиданной еще цепи
событий, которую я называю «человеческой революцией».
Уникальность человека как вида по сравнению со всеми другими живыми
существами в том, что он приспосабливается к изменяющейся среде обитания и
внешним условиям скорее за счет культурных, чем генетических механизмов. Более
того, это единственный вид живых существ, способный справиться с такого рода
мутациями, ибо именно он является сейчас главным фактором всех изменений на
Земле.
А применить собственное могущество, научившись предвидеть и предупреждать
любые нежелательные последствия своей деятельности, предотвращать вольное или
невольное злоупотребление достигнутым человек может только благодаря
соответствующей культурной эволюции.
Было бы величайшей, а возможно, и фатальной ошибкой, если бы мы именно сейчас
до конца не осознали важность и настоятельную необходимость такой эволюции, ибо
все беспорядки и кризисы нашего времени есть одновременно и причина, и следствие
неприспособленности человечества к новой реальности. Проблемы демографии,
безработица, неполное использование социальных и экономических возможностей
общества, дефицит и нерациональное управление ресурсами, неэффективность
принимаемых мер, инфляция, отсутствие безопасности и гонка вооружений,
загрязнение среды и разрушение биосферы, заметное уже сегодня воздействие
человека на климат и многие-многие другие проблемы, сцепившись друг с другом,
подобно щупальцам гигантского спрута, опутали всю планету. Опасность столь
велика и реальна, что отвести ее и как-то выправить сложившееся положение можно
только за счет совместных, координированных усилий всех стран и народов. Но до
сих пор, несмотря ни на какие предостережения, не предпринято никаких
эффективных мер для решения хотя бы одной из этих проблем. А тем временем число
нерешенных проблем растет, они становятся все сложнее, сплетение их все
запутаннее, и их «щупальца» с возрастающей силой сжимают в своих тисках
планету.
Грозное предостережение, что — при всем своем видимом благополучии —
человечество на самом деле переживает сейчас период острого кризиса и что надо,
пока не поздно, коренным образом изменить наметившийся ход событий, прозвучало
на двух конференциях, организованных Римским клубом в 1978 и 1979 годах.
Только качественный скачок в человеческом мышлении и поведении может помочь
нам проложить новый курс, разорвав порочный круг, в котором мы оказались.
Конечно, добиться таких глубоких психосоциальных изменений в самой человеческой
природе весьма сложно, но отнюдь не невозможно. Не менее мрачно и безнадежно
выглядит сейчас панорама международной жизни, но все-таки я не считаю такой уж
утопией надеяться, что при наличии сильной воли и желания нам еще удастся
преодолеть барьеры.
Я отказываюсь поверить, что мир, в котором накоплено достаточно знаний и
средств для выдвижения целей и разработки стратегии, позволяющей избежать
катастрофы и обеспечить благополучие для всего человечества, что такой мир
окажется в конечном счете неуправляемым.
Но политическая воля — всего лишь первый шаг в новом направлении, а одного
шага, конечно же, недостаточно. Стоящая перед нами задача на самом деле намного
сложнее и грандиознее. Ведь поскольку императивом нам служит человеческое
развитие, в этот процесс повсюду должны быть вовлечены самые широкие народные
массы. Речь здесь должна идти именно обо всем человечестве как едином целом,
которое должно стать более зрелым и более ответственно готовиться к новой
грядущей эпохе, если ей вообще суждено наступить.
Вполне закономерен вопрос: реалистично ли ожидать подобной эволюции от
рядовых мужчин и женщин планеты, если учесть, что у нас, по-видимому, осталось
очень мало времени? Чтобы достаточно ответственно сформулировать ответ на этот
весьма непростой вопрос, надо ясно отдавать себе отчет, что еще никогда
человеческая изобретательность не подвергалась столь решающей проверке. А опыт
показывает, что даже самые рядовые люди, если они до конца осознают задачу,
проблему или грозящую опасность, не успокаиваются, пока не найдут средств с ними
справиться.
И если так оценивать нынешнюю ситуацию, то она сразу же становится не такой
уж безнадежной. Сейчас буквально повсюду люди все более и более остро чувствуют
настоятельную необходимость существенно улучшить организацию мирового сообщества
и усовершенствовать управление делами человечества. Настало время выявить и
освободить дремлющую в каждом человеке способность видеть, понимать и созидать,
направить моральную энергию людей на то, чтобы они сами создавали достойное их
общее будущее.
В этой книге я коснулся тех целей и надежд, которые питают эту мою
уверенность. За последнее время под эгидой Римского клуба был сформулирован ряд
новых идей, а также проведены специальные исследования и разработки. В своем
обращении к вам, дорогие читатели, я хочу подчеркнуть, что буду с лихвой
вознагражден, если русское издание «Человеческих качеств» даст возможность
расширить горизонты этих начальных работ и усилить их за счет привлечения к ним
внимания советских ученых и специалистов.
А. Печчеи, президент Римского клуба
Моим детям, моим внукам, всей молодежи, чтобы они
поняли, что должны быть лучше нас.
Предисловие
Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к
критическому рубежу. Уже занесены в золотую книгу наиболее значительные успехи
ее предшествующего развития. И пожалуй, самым важным из них, определившим все
остальные достижения цивилизации, явилось то, что она дала мощный импульс к
развертыванию промышленной, научной и технической революций. Достигнув сейчас
угрожающих размеров, они уподобились гигантским тиграм, которых не так-то просто
обуздать. И, тем не менее, вплоть до недавнего времени общество умудрялось
приручать их и успешно подчиняя своей воле, понукало мчаться вперед и вперед.
Время от времени на пути этой бешеной гонки вырастали трудности и преграды. Но
они либо с поразительной легкостью преодолевались, либо оказывались стимулами
для новых мощных скачков вперед, побуждали к развитию более совершенных движущих
сил, новых средств роста. У современной цивилизации нашлись возможности для
решения многих, казалось бы, неразрешимых социально-политических проблем. Так,
появилась новая общественная формация — социализм, — широко использующая
достижения научно-технического прогресса. Набирая все новые и новые силы,
цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать свои идеи с помощью
миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в
частности христианских, традиций. Трудовая этика и прагматический стиль мышления
послужили источниками непреодолимого напора тех идей и средств, с помощью
которых она навязывала свои привычки и взгляды другим культурам и традициям. Так
цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все
возможные пути и средства — миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю,
промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все
страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею
образцу. Ее нравы стали предметом поклонения и образцом для подражания; и, даже
если их отвергают, все равно именно от них отталкиваются в поисках иных решений
и альтернатив.
Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и
иллюзий, которые не могли осуществиться хотя бы по причинам психологического и
социального характера. В основе ее философии и ее действий всегда лежал
элитаризм. А Земля — как бы ни была она щедра — все же не в состоянии разместить
непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности,
желания и прихоти. Вот почему сейчас в мире наметился новый, более глубокий
раскол — между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт
мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более
благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей
цивилизации и в соответствии с установленными ею принципами.
Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание,
особенно сейчас, когда ее собственный общественный организм раздирают
многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее и усмирять ее все
труднее и труднее. Наделив нас невиданной доселе силой и привив вкус к такому
уровню жизни, о котором мы раньше и не помышляли, НТР не дает нам порой
мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему
поколению пора наконец понять, что только от нас зависит теперь, сможем ли мы
преодолеть это критическое несоответствие, так как впервые в истории от этого
зависит судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом.
Именно наш выбор предопределит, по какому пути пойдет дальнейшее развитие
человечества, сможет ли оно избежать самоуничтожения и создать условия для
удовлетворения своих потребностей и желаний.
Далек ли от нас критический порог? Думаю, что он уже совсем близок, и мы
стремительно мчимся прямо к нему. Уже к 1984 году население планеты достигнет
почти 5 миллиардов. Это неизбежно приведет к увеличению масштабов и сложности
всех земных проблем. Число безработных может достигнуть к этому моменту 500
миллионов человек. Европейское экономическое сообщество будет, видимо,
по-прежнему биться над тем, как реформировать многоликую денежную систему и
координировать развитие входящих в него стран и их внешнюю политику. И хотя
важность роли Сообщества в мире отнюдь не определяется размерами входящих в него
стран, численность населения которых составляет всего лишь 5—6% от мирового
населения, вряд ли можно всерьез рассчитывать на его ощутимую помощь остальному
миру. Маловероятно, чтобы страны Сообщества смогли к этому времени выбраться из
трясины собственных проблем. Тем временем занятая «оборонными» программами
изобретательная и могущественная половина мирового ученого сообщества даст новый
толчок гонке вооружений, снабдив ее средствами выхода в безграничное космическое
пространство. И все большие и большие ломти мирового продукта будут поглощаться
в самоубийственных целях. Десятки миллионов лет влажные тропические леса
пребывали в состоянии устойчивого равновесия. Сейчас их уничтожают со скоростью
20 гектаров в минуту. Если так пойдет и дальше, то уже через три-четыре
десятилетия они окончательно исчезнут с лица земли — раньше, чем иссякнет нефть
в последних скважинах, но с куда более опасными для человека последствиями.
Можно до бесконечности продолжать этот печальный список. И что самое
страшное, никто, в сущности, не знает, какая именно из этого множества
опасностей и проблем — далеко не все из которых мы уже успели прочувствовать и
осознать — развяжет ту цепную реакцию, которая поставит человечество на колени.
Никто не может сейчас предсказать, когда это произойдет, и вполне возможно, что
ближайшие годы и есть последняя отсрочка, дарованная человечеству, чтобы оно
наконец образумилось и, пока не поздно, изменило курс.
Что же мы можем предпринять в этот последний час? Прежде всего пора, наконец,
понять всем—как тем, кто принимает ответственные решения, так и рядовым людям, —
что нельзя без конца уповать на всякого рода общественные механизмы, на
обновление и усовершенствование социальной организации общества, когда на карту
поставлена судьба человека как вида. При всей той важной роли, какую играют в
жизни современного общества вопросы его социальной организации, его институты,
законодательства и договоры, при всей мощи созданной человеком техники не они в
конечном счете определяют судьбу человечества. И нет, и не будет ему спасения,
пока оно само не изменит своих привычек, нравов и поведения. Истинная проблема
человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался
неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем
изменениям, которые он сам внес в этот мир. Поскольку проблема, возникшая на
этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого
существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее
решение должно исходить прежде всего и главным образом изнутри его самого.
Проблема в итоге сводится к человеческим качествам и путям их
усовершенствования. Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих
способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные
ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей. И
если мы хотим сейчас обуздать техническую революцию и направить человечество к
достойному его будущему, то нам необходимо прежде всего подумать об изменении
самого человека, о революции в самом человеке. Задачи эти при всей своей
кажущейся на первый взгляд несовместимости вполне реальны и разрешимы сегодня
при условии, что мы наконец осознаем, что именно поставлено на карту, если
поймем, что называться современными, соответствующими своему времени мужчинами и
женщинами — значит постигнуть искусство становиться лучше. В настоящей книге я
сделал попытку поднять и обсудить все эти проблемы и найти ответ на последний,
самый важный вопрос — как разжечь искру, которая положит начало развитию
человеческих качеств.
При всей неприязни, которую я издавна питаю ко всякого рода биографиям, и в
особенности автобиографиям, мне не удалось избежать этого жанра (сделал я это по
просьбе редактора французского издания, первым обратившегося ко мне с этой
просьбой). Я очень многим обязан некоторым своим друзьям, и в частности
Александру Кингу и Виллему Олтману, которые не только дали мне массу полезных
советов о содержании книги, но и подсказали, как вообще ее писать. Откровенно
говоря, я не всегда им следовал, так что все недостатки и несовершенства,
которые читатель обнаружит на этих страницах, следует целиком и полностью
относить на мой счет. Я в большом долгу и перед Питером Глэнденингом и Джозефом
Глэдуином, которые терпеливо и внимательно выправляли мой английский язык,
сделав его в конце концов, как я надеюсь, вполне читабельным. Наконец, я хочу
особенно поблагодарить Анну Марию Пиньокки за ту поистине неоценимую помощь,
которую она постоянно оказывала мне, когда мы преодолевали бесчисленные
трудности при подготовке книги к публикации.
Кстати, не кто иной, как Уинстон Черчилль, считал работу над книгой сущей
пыткой. Он сравнивал ее с любовным приключением. «Вначале, — говорил он, — все
это выглядит как мимолетное увлечение. Потом она становится любовницей, затем
постепенно превращается в госпожу, а вслед за тем и в тирана. В конце концов, на
последней стадии вы уже почти готовы смириться с этим своим рабством, но вдруг
находите в себе силы, убиваете чудовище и бросаете его к ногам публики». Именно
это я и собираюсь сейчас сделать, теша себя, как и все авторы, надеждой, что мне
удастся задеть струны в душах читателей.
Рим, февраль 1977 г.
Глава 1
Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!
|
|