Сейчас на сайте

Вячеслав Игрунов, 7 марта 2003 г., "Независимая газета"

Русские отступают
Проигрыш русских партий в Эстонии не случайность, а тенденция

Третьего марта русские партии впервые за долгие годы вчистую проиграли парламентские выборы. Политологи едва ли не в один голос клеймили коллаборантов, чья измена не позволила русским преодолеть планку, эстонских националистов, препятствующих русским в осуществлении их политических прав, да и российские власти, не оказывающих поддержку русскоязычному населению Балтии.

Наверное, доля истины в каждом из этих утверждений имеется. Но все вместе они объясняют очень мало. Ведь русские проигрывают повсеместно. Даже в российских республиках, причем там, где составляют абсолютное или относительное большинство. Достаточно вспомнить Адыгею или Башкирию. Поэтому надо удивляться скорее тому, что в течение долгого времени русские партии были представлены в эстонском парламенте.

Русские всегда организовывались государством и сложились как нация в процессе "собирания земель". Поэтому они лояльны к государству. К любому государству своего проживания. Российское же государство формировалось как империя, а потому у русских нет выраженного этнического чувства. "Потри любого русского, и ты обнаружишь татарина" - этот афоризм известен каждому. А уж элита российская из кого только не формировалась!.. И "новая историческая общность людей - советский народ" - из того же разряда. Лет пятнадцать назад нынешний министр по делам национальностей Эстонии Эльдар Эффендиев говорил о себе так: "Моя мама - эстонка, отец - азербайджанец, значит, я - русский". И это была правда, выраженная через эпатаж в пропитывавшейся национализмом тогдашней Эстонии.

Мобилизовать русских на этническое противостояние может только чрезвычайно драматические события. Но даже две чеченские войны, на фоне глубокого унижения русских в последние полтора десятилетия, оказались недостаточными, чтобы вызвать устойчивый античеченский синдром. Что же тогда говорить о благополучных странах Балтии, особенно Эстонии, добившейся наиболее впечатляющих экономических успехов? Длительная этническая мобилизация русских в этих условиях немыслима. Даже на бытовом уровне эстонские русские в большинстве своем прощают или готовы простить эстонцам их чудовищную неблагодарность, высокомерие и рационалистичный эгоизм. А уж подняться на противостояние государственной политике в силу своих государственнических инстинктов практически невозможно. Балтийские русские останутся лояльными гражданами своего государства или по крайней мере жителями, преданными своей родине. Здесь-то и кроется основная причина поражения русских партий. Не только в Эстонии, но и в Латвии и на Украине.

Если вы - граждане страны, с которой связываете свою жизнь, жизнь своих детей, то, конечно же, вы желаете добра своей родине, даже если вам сегодня приходится несладко. Поэтому, идя на выборы, вы интересуетесь стратегией партии, за которую хотели бы проголосовать, ее программой. И чем более вы государственник (а для русских это естественно), тем более для вас важно, чтобы эта программа была полноценной, касалась большинства сторон жизни. А такими ли были программы русских партий? Увы. Это были программы "партий гетто", партий, ориентированных только на свои частные проблемы, то есть скорее программы партий-плакальщиц, чем программы партий-заступниц. Когда давление эстонских националистов было сильным, эти партии имели некоторый успех. Однако стоило совместным усилиям России и Евросоюза принудить Эстонию к более мягкой национальной политике, этот успех улетучился.

Но ведь этому надо радоваться! Это означает, что адаптация русскоязычного населения в эстонское общество стала ощутимой. И что избиратели нуждаются не в защите "русского гетто", а в выработке такой стратегии для страны, при которой они могли бы надеяться на лучшие перспективы для себя. Центристская партия Эстонии медленно запрягала, но все же выработала какую-никакую русскую политику, приемлемую для значительной части русскоязычного населения страны. И за нее проголосовали русские избиратели. Как и значительная часть эстонцев. Что и обеспечило партии победу. А русские партии, не сумев выработать программу для страны, застряли в своем междусобойчике, распрях и обрекли себя на поражение.

Это случилось не вдруг. Еще в 2002 году на муниципальных выборах в Таллине русские партии потеряли две трети своих избирателей. Центристская же партия их подобрала и стала правящей в столице. Это при том, что многочисленное русскоязычное население Таллина могло контролировать всю власть в столице, поскольку на муниципальных выборах могут голосовать все жители, даже неграждане. Выводов же сделано не было. Кстати, это характерный для русских партий результат и в других странах. Например, в 2002 году Русский блок на Украине получил 0,73%. Аналогичным результат был и в Латвии.

Что же дальше? Неужто теперь у русских с гражданскими правами будет все хорошо? Отнюдь нет. У правозащитников работы хватит на годы и годы. Необходимо будет оказывать давление на власть, даже относительно цивилизованную, такую, как власть эстонских центристов. Но нужны дееспособные политические партии - не партии "русского гетто", а партии граждан любого происхождения, ориентирующиеся на европейские ценности, общенациональные цели. Тогда за такие партии будут голосовать не только русскоязычные избиратели. Политики для формирования таких партий в Эстонии есть - как среди русских, так и среди эстонцев. Впрочем, и Центристская партия сделала шаг в этом направлении. В парламенте сегодня четверо русских от этой партии, включая хорошо известного в России Владимира Вельмана.

В соседней Латвии Партия народного согласия формировалась как ненационалистическая партия, опирающаяся в основном на русскоязычное население, и выработала долгосрочную программу для более справедливой Латвии с социально ориентированной экономикой. Эта партия постаралась объединить все левые силы для достижения общих целей в блок "За права человека". Блок получил на недавних выборах в сейм 25% мест: это значит, что многие латыши также проголосовали за этот блок. По мере уменьшения безгражданства эта партия вполне может стать правящей партией. Это и есть пример, которому надо следовать. В Эстонии, на Украине, везде.

См. мнение Екатерины Роберовой, Институт стран СНГ, на ту же тему: "...Вячеслав Игрунов... подверг серьезной критике программы русских партий. Он назвал их программами «партий гетто», партий, ориентированных только на свои частные проблемы. Однако, предвыборная программа, например, РПЭ такого впечатления не производит..."

Об Эстонии см. доклад 2002 года ЭКОНОМИКА ЭСТОНИИ И РОССИИ: РАЗВИТИЕ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ.

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.