Сейчас на сайте

Интервью В. Игрунова для канала ТВЦ, 28 апреля 2003г.

Ситуация в Азербайджане и перспективы договора о коллективной безопасности

В Баку на протяжении последних дней идут погромы офисов правозащитных организаций известных демократических деятелей. Первым подвергся погрому офис Эльдара Зейналова, известного правозащитника, который провел несколько семинаров в Нагорном Карабахе. Это человек, который пытается найти решение азербайджано-армянского конфликта путем переговоров. Его визит туда стал стартовым крючком, который привел к целой волне погромов. 25 числа один из представителей правящей партии, депутат парламента, призвал наказать Эльдара Зейналова, затем были погромы, 2 дня подряд громили офис Зейналова, а теперь принялись громить офис Арифа и Лейлы Юнусовых, известных  политических деятелей и правозащитников в Азербайджане. Сегодня раздаются голоса не только представителей правящей партии, но и представителей партии «Мусават», которые говорят, что надо врагов наказать так, чтобы они не могли жить спокойно. Эта волна погромов явилась как бы завершающей фазой – хорошо, если завершающей – нарастающих в последнее время антиармянских настроений. Мне как депутату приходится довольно часто писать письма о тех немногих армянах, которые на протяжении 10 лет умудрялись жить в Азербайджане, но в последнее время вынуждены покидать свою родину и приезжать в Россию. Рост напряженности чувствуется совершенно, и, по-видимому, ослабление здоровья Алиева привело к тому, что эти процессы начали выходить из-под контроля. Существует опасение, что эти погромы примут более массовый характер, чем есть сегодня.

В Азербайджане сегодня нет никаких сил, которые могли бы остановить эти погромы. Только общественное мнение, только вмешательство государств, вмешательство общественности может остановить этот процесс.

Наверное, те, кто громил, так и  не найдены?

Это неорганизованная толпа. Конечно, мы можем называть имена людей, которых по телевидению призывали к этим погромам, но громили непосредственно люди, простые безымянные люди. Так было во время погромов в Баку, так было во время погромов Сумгаита, так было во время погромов везде, от Узбекистана до Грузии.

Во время этих погромов кто-нибудь пострадал?

К счастью, пока нам не известно о жертвах этих погромов. Я знаю только, что Эльдар Зейналов покинул Азербайджан. Сейчас его там нет.

И что вы собираетесь предпринять?

Самое главное, сегодня же донести эту информацию до общественности. Кроме этого, я собираюсь обратиться в наш МИД, потому что мы не можем оставаться в стороне от этих процессов, и вообще соблюдение прав человека не является прерогативой национальных правительства, а лежит на ответственности всего человечества.

Вы сказали, что призывают к погромам те люди, которые находятся во власти. Действительно ли  можно говорить, что азербайджанская власть призывает таким вот способом выселять армян?

Вы знаете, вопрос здесь даже не о выселении армян. Армян, которые остались в Азербайджане, не так много. Чтобы выселять их, не надо такой активности.

Сегодня напряженность в общественной жизни такова, что легко взорвется даже то, что не взрывается в принципе. Да, конечно, я думаю, что здесь имеет значение и ослабление власти Алиева. Я не исключаю того факта, что это упреждающее действие, которое спроецировано на то, чтобы убрать всяких оппонентов до президентских выборов, которые состоятся в октябре.

Теперь о договоре о коллективной безопасности. В той нем говорится о некоторых обязательствах, в том числе обязательствах России. Т.е., страны-участники договора могут закупать в России вооружение на льготных условиях. Плюс к тому – обучение на льготных условиях в любой из стран участниц. Не получится ли так, что у России просто появились какие-то нахлебники?

Самое главное, что по этому поводу можно сказать, это то, что безопасность России в высшей степени зависит от безопасности южных рубежей. На сегодняшний день нестабильность России более всего уязвима из этого направления, поэтому Россия глубоко заинтересована в стабильности в Центральной Азии и в стабильности на Южном Кавказе. Надо сказать, что кроме просто политической стабильности, важна политическая эффективность этих режимов, потому что, например, Центральная Азия является главным транспортным коридором, по которому направляются наркотики в Россию  дальше в Европу. Страны Центральной Азии, потрясенной внутренними конфликтами - это касается любой из этих стран, и Узбекистана, и Туркмении, в большей степени Киргизии и Таджикистана – не в состоянии сами справиться с этой проблемой. Поэтому, конечно, если Россия в состоянии помочь Таджикистану, Киргизии, которые входят в договор коллективной безопасности, то она, безусловно, должна это сделать. Без России обеспечить безопасность в этом регионе невозможно. Поэтому они являются  не нахлебниками, они являются на сегодняшний день более слабыми партнерами, которые нуждаются в помощи. Но эти партнеры, которые действуют не только в своих интересах, но и в интересах России.

Остальные страны-участницы этого договора партнеры или все-таки Россия что-то теряет в этом договоре?

Предоставляя выгодную помощь на льготных условиях нашим партнерам в Центральной Азии или в Армении, мы, конечно же, только выигрываем от такой поддержки. Дело в том, что безопасность Росси в высшей степени зависит от стабильности на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Самая серьезная угроза для нас исходит именно оттуда. Страны ДКБ, расположенные в Центральной Азии и Армения сегодня сами с большим трудом справляются с проблемами, которые у них возникают. Более того, у них, потрясенных внутренними конфликтами, вряд ли сегодня есть достаточно сил, чтобы ответить на все вызовы, которые стоят перед ними. Поэтому сегодня они являются не нашими нахлебниками, они являются нашими партнерами, может быть, более слабыми партнерами, которые сегодня без нашей помощи справиться с ситуацией не могут. Но, с другой стороны, мы без их помощи, без стабильности в их странах тоже не сможем справиться с нарастающими угрозами. Именно поэтому все то, что сделано в рамках ДКБ, в наших общих интересах, и Россия только выигрывает. С другой стороны, идет речь о том, что Россия на льготных условиях будет предоставлять вооружение для этих стран. Это так же в интересах России, потому что сегодня начинается конкуренция за влияние на периферию Россию, в странах бывшего Советского Союза. После иракской войны, когда позиция России и позиция Соединенных Штатов разошлись, начнется конкуренция за сферу влияния. Те базы, которые Соединенные Штаты уже создали в Центральной Азии, становятся точкой роста американского влияния и вытеснения России из этой зоны. Если Россия сегодня обучает военных у себя, если она дает возможность покупать российское оружие на льготных условиях, то эти страны становятся более привязанными к России и более склонными к сотрудничеству с ней. И тем самым Россия укрепляет ту поддержку своей позиции, которая проявилась в этой зоне во время иракской войны.

Получается, у нас даже двойная выгода в этом договоре.

Мы сегодня получаем многократную выгоду. С одной стороны, мы закрепляем свое присутствие и тем самым защищаем свои интересы от противоречащих нам действий других стран. Кроме того, мы сохраняем стабильность в этом регионе и, сверх того, мы закрепляем постоянный рынок в этих странах, когда наше оружие будет поставляться в страны ДКБ.

Следующий вопрос о влиянии Америки. Некоторые страны СНГ, которые не являются участниками ДКБ, смотрят в сторону НАТО - и вот Россия заключает такой договор. Не разобьет ли это СНГ на два враждующих лагеря?

СНГ не представляет никакой единой реальности. Если мы посмотрим на Грузию, то для нее СНГ это скорее обуза, которую они поспешно сами взвалили на себя. И сегодня грузинская элита в основном смотрит в сторону Вашингтона. Если вы посмотрите, как Грузия себя вела во время иракского конфликта, это был почти вызов России. Таким образом, вряд ли что-то можно здесь ухудшить тем, что Россия увеличит свои возможности для геополитического сотрудничества на постсоветском пространстве. Конечно же, сегодня очень осторожную позицию занимает и Узбекистан, но я думаю, что реальное сотрудничество в рамках ДКБ будет в пользу Узбекистана, потому что Узбекистан сам находится в очень уязвимом положении, и я не вижу опасности для ухудшения позиции на пространствах СНГ для принятия подобного рода решения.

 

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.