Сейчас на сайте

Раздел ЯБЛОКО

24.12.95

Излагаю свои соображения, взяв быка за рога.

Наши приоритеты выглядят так:

- президентские выборы;

- партийное строительство;

- работа в Думе.

 

Как ни странно шансы на выигрыш в президентской гонке только возросли. Если избрать правильную тактику и проводить разумную политику консультаций и союзов (прежде всего, конечно, в Думе), то победа почти неизбежна. Однако, повторяю, главной составляющей является правильно выбранная стратегия.

Впрочем, здесь я должен остановиться, поскольку избирательная кампания в Думу настолько не соответствует моим представлениям об этом предмете, что мои рассуждения ничего, кроме раздражения вызвать не могут. Единственное, что мне хотелось бы сказать, это пожелать полностью сменить избирательную команду. Мы об этом, вроде бы, даже договорились,  но по здравом размышлении я понял, что не должен соваться в это дело. Поэтому, если не возражаешь, я перейду к другим проблемам.

 

Партийное строительство является вторым по значимости приоритетом не только потому, что для избирательной кампании - любой! - нужны хорошо организованные команды (и думская кампания подтвердила это: места распределились как раз в соответствии с организованностью команд), но и потому, что шансы на будущее будут снижаться постоянно и, чтобы противостоять этой тенденции, необходимо постоянно наращивать потенциал во всех сферах политической жизни. Это означает и создание системы подбора и обучения кадров,  и участие в местных выборах, и выработку программ федерального и регионального уровней, и организацию взаимодействия думской фракции с элитами и т.д. Если мы с этим не справимся, то следующая Дума будет без ЯБЛОКА, не говоря уже о более амбициозных планах.

Здесь у меня есть достаточно много соображений,  которыми я готов поделиться, но для этого у нас будет еще достаточно времени. Сейчас имеет смысл поговорить только о срочных делах.

Поскольку объявлено о подготовке съезда, то на ближайшем бюро необходимо создать оргкомитет по его проведению. Я предлагаю для этого следующие кандидатуры:

- Явлинский - председатель;

- Грачев И.

- Аверчев

- Захаров

- Кузнецов А.

- Емельянов

- Грачев Д.

- Ромасько

- Николаев.

Конечно, можно пойти по другому пути и разделить ответственность между штабом и реально не работающей группой, но тогда, как и в прошлый раз, дыры придется затыкать на ходу. При этом я не уверен в энтузиазме “затычек”, которым в ходе избирательной кампании указали на их место. А провалить этот съезд -  означает заложить под ЯБЛОКО мину, которая может рвануть в самый неподходящий момент. При нешуточной игре, которую мы теперь ведем, это будет нечто более значительное, чем демарши Яковенко и Болдырева.

Все остальные проблемы мы сможем решать по ходу дела.

В партийном строительстве есть одна тема, которую, тем не менее, нельзя обойти в нашем разговоре. Это вопрос моего места в структуре.  Так уж случилось, что от этого зависит, какой будет партия, а потому - это один из первых вопросов, требующих решения. Как ты сам заметил, партия Жириновского - особый случай, а кроме Жириновского только Зюганову удалось партстроительство. Но Зюганов опирался на готовую идеологию, на столетнюю традицию и миллионную армию членов КПСС. Те, кто пытался построить партию, нормальную гражданскую партию, на новых основаниях, потерпели поражение. Мы единственные сейчас имеем шанс изменить ход событий, но для этого понадобится не только  терпение и время, но, прежде всего, согласие среди архитекторов.

Как-то ты  напомнил наш разговор: “Вячек, ты выдержишь?”. Тогда и сейчас я отвечаю: “да, если мы будем вместе”. Однако я не уверен, что выбранный темп можно долго выдерживать. Моя жесткость и моя требовательность была вызвана иллюзией, что для нас важны результаты выборов в Думу. Помнишь, весной я сказал, что мы сможем набрать процентов 8-10, если хорошо проведем кампанию, а если проведем плохо, то получим меньше. Меня чуть не забили копытами за пораженческие настроения, но я-то все время следил за ситуацией и понимал, что ничего другого быть и не может. Именно поэтому я старался форсировать строительство партии и настаивал на поддержке местных организаций.  Что ж, поспешишь - людей насмешишь. И сегодня я далеко не уверен, что мы вместе. А если ты меня не будешь поддерживать, моя работа становится довольно странной, если вообще остается осмысленной. Поэтому важно знать, какой ты сам видишь мою роль в будущем.  И нам об этом надо поговорить. Не на лету. Не для галочки.

Но если, все же, ты заинтересован в стратегическом сотрудничестве - и здесь не важно, как это будет выглядеть внешне,- то надо будет решить несколько проблем. Первая из них заключается в том, что для партийного строительства требуются не только формальное положение в партии и твоя моральная поддержка, но требуются и деньги. Деньги, быть может, и небольшие - от 30 до 50 тысяч в месяц, но ясно, что я их никогда от Кущенко не получу.  Разумеется, начинающаяся президентская кампания потребует столько средств, сколько у нас нет и быть не может - 25-50 миллионов.  Поэтому в связи со своеобразным пониманием Кущенко, куда деньги могут быть потрачены, а куда нет, рассчитывать мне не на что. Но даже и в будущем, я думаю, ситуация не изменится (если вспомнить, как мы полгода решаем вопрос о кредитной карточке всего-то на 4 тысячи в месяц). Именно поэтому я рассчитываю вести поиск средств самостоятельно, главным образом из источников, которые закрыты для президентской кампании. Но, увы, мне для этого недостает статуса. Если считать, что мне не стоит впредь заниматься партстроительством, то это нормально, но если ждать от меня эффективной работы, то надо помочь мне работать, не выходя на Кущенко.

Я не хочу здесь говорить о долгосрочных проектах - это означало бы гонять ветер, но есть вещи простые, говорить о которых надо только сейчас, так как больше некогда  о них говорить. Я хотел бы просить тебя заявить меня на место председателя Комитета по делам СНГ. Во-первых, я был первым, кто заговорил о необходимости такого комитета и был заместителем председателя комитета в прежней Думе. К тому же Затулин - реально главный претендент на это место -  не попал в Думу. Во-вторых, этот комитет реально отвечает моим интересам. Да и, в конце концов, я пошел в политику для достижения каких-то целей, а это невозможно без постоянного роста. В-третьих, на этом месте только и можно, если можно вообще, противостоять стремлению коммунистов и жириновцев провести денонсацию Беловежских соглашений.

Правда, в силу последнего соображения, возможно коммунисты захотят контролировать этот комитет. Тогда можно было бы думать о месте вице-спикера. Его легче заполучить - для нас это почти неизбежно (если мы не приложим все силы, чтобы отпереться),  это место также могло бы помочь в партстроительстве, так как дает возможность разъезжать по России в приличном ранге по служебным надобностям, это место требует меньше занятости и ответственности, чем место председателя комитета - все это делает его предпочтительным, если я буду заниматься партстроительством. Но у него есть один серьезный недостаток: оно куда менее интересно, если мы решим, что я достаточно позанимался партийными делами и должен отдохнуть от этой роли. Место председателя комитета куда более самостоятельное и осмысленное для политика. Тем не менее, я готов на эту роль, тем более что Лукин, который более моего мог бы на нее претендовать, предпочитает роль председателя комитета .

Это два места, на которые я всерьез претендую. Если ничего не получится, я бы просил добиваться для меня поста председателя Комитета по делам Федерации и региональной политики.

Как бы то ни было, будет трудно добиваться каких бы то ни было мест, если мы будем идти на глухую конфронтацию с коммунистами. Коммунисты со своей стороны считают, что для них западло договариваться с жириновцами и тяготеют к обсуждению вопросов с нами. Союз с нами в распределении должностей дает коммунистам возможность предрешить все - и мы должны этим воспользоваться. Такое соглашение не навязывает нам никакой линии поведения в политических вопросах, но дает алгоритм работы в Думе и в обществе: состав Думы довольно точно отражает расклад сил в обществе в целом. Возможность работать с коммунистами в стиле оппонирования. а не антикоммунистической истерии, предотвратит очень возможный разгон Думы и даст очень серьезные дополнительные шансы на президентских выборах.

Если у нас есть проблемы контактов с коммунистами, я готов взять на себя инициативу, но это должно быть твое ответственное решение, иначе ничего, кроме дискредитации, не получится.  С другой стороны, если мы откажемся от соглашения с коммунистами, мы не только совершим ошибку в смысле наращивания влияния в Думе, но и лишим себя опыта компромисса, так необходимого сейчас, толкнув при этом коммунистов к другим партнерам. Не надо думать, что это навредит коммунистам - это навредит нам.

Вот мои начальные соображения, после решения которых можно приступать к решению партийных дел.  Здесь я только хочу вставить несколько замечаний, которые тоже надо иметь в виду сейчас. Я не буду писать о тех, кто сам заявит о своих амбициях, я коснусь только троих людей.

Прежде всего, это Митрохин. Конечно, во время избирательной кампании он будет очень загружен. Однако через полгода он освободится. Если мы выиграем, то там все и с ним и решим. Но если победа достанется другим, то было бы правильно, чтобы у Митрохина появился статус, чуть более высокий, чем ныне. Разумно было бы ему стать заместителем председателя Комитета по делам Федерации и региональной политики или Комитета по делам самоуправления. И в том, и в другом случае на него вполне мог бы работать наш институт, и работа Митрохина была бы эффективной даже при небольших затратах времени. Помимо всего прочего, Митрохин попросту заслужил такой рост.

Второй человек - Захаров. Сам Захаров будет претендовать на роль зампреда Комитета по науке. Тебе будет видно, хватает ли у нас для этого мест или нет (ориентировочно у нас должно быть 7 зампредовских мест при 11-12 претендентах), но независимо от этого разумно было бы назначить Захарова заместителем председателя фракции по организационным вопросам. Тебе во время избирательной кампании противопоказано тратить время на заседания Совета Думы, на контроль за работой аппарата фракции и т.д. Захаров справится с этим блестяще, и это важно для нас, особенно если ты примешь третье предложение.

Это предложение не мне пришло в голову, но, по размышлении, я нашел в нем ряд преимуществ. Речь идет о назначении Горячева на пост руководителя аппарата. Хотя я сомневаюсь в его организационных способностях, сам Горячев утверждает, что ему это по зубам, да и организация его избирательной кампании и пензенского ЯБЛОКА говорит о том, что такие утверждения небеспочвенны. Горячев мог бы сделать то, что пока отсутствовало: он мог бы в определенной степени осуществлять политическое представительство. Кроме того, он мог бы взять на себя организацию законодательной деятельности фракции даже не будучи депутатом. Я понимаю, что Валера с Митрохиным не потянули эту роль в прошлом парламенте, но сейчас, во-первых, не будет такой гонки, а во-вторых, иметь паллиатив лучше, чем не иметь ничего. Если из новых депутатов найдется кто-то, кто способен взять на себя эту ношу, Горячев лишь поможет ему установить контакт со старыми членами фракции и с депутатами, с которыми у него сохранились хорошие отношения с пятой Думы.

Особая проблема руководства аппаратом. Если даже организационные способности Горячева окажутся не на высоте, он компенсирует их умением привлекать к себе команду. Организационно Ширшова сможет взять главную ношу на себя, тем более, что нынешняя команда относится к ней с уважением и хотела бы видеть ее на месте Захарова (я думаю, что некоторые депутаты придерживаются другого мнения, а Горячева примут).  Захаров же, как заместитель председателя фракции и как создатель нынешней команды, смог бы очень эффективно курировать это направление.

Таким образом, нам удалось бы убить двух зайцев: избежать чрезмерного риска при перестройке аппарата и компенсировать поражение Горячева на выборах.

И еще одна тема - уже факультативная. При обсуждении распределения мест в Думе возникнет и вопрос о комитетах. Поскольку жириновцы больше не будут доминировать, разумно было бы упразднить бессмысленный комитет по геополитике. С другой стороны, разумно превратить Комиссию по проблемам беженцев и вынужденных переселенцев в постоянный Комитет, так как все четыре года это будет одна из самых больных тем нашей политики. Но если такой комитет будет создан, логично будет передать ему проблемы соотечественников, так как все эти проблемы составляют неразрывное целое. И тогда мы получим менее демагогический Комитет по делам СНГ и более органичный Комитет по делам соотечественников, беженцев и вынужденных переселенцев.

Все остальные проблемы мы сможем обсудить устно, если у тебя появится такое желание.

Привет,
твоя головная боль, Вячек.


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.