Сейчас на сайте

Раздел ЯБЛОКО

Выступление Г.А. Явлинского на VIII съезде Объединения "ЯБЛОКО"

Речь 1


Я еще раз хотел бы обратиться к делегатам Съезда с одним небольшим сообщением, смысл которого заключается в том, что, уважаемые коллеги, мы сегодня находимся с точки зрения времени просто в особом положении. Наше особое положение заключается в том, что передвинулся срок, поэтому мы вынуждены, чтобы все комиссии работали одновременно с ходом Съезда, иначе мы выйдем из всяких графиков и просто ничего не успеем сделать.
Все, господа, приступаем к работе. Пункт первый повестки дня - политический доклад.
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Я рад еще раз приветствовать вас на нашем Съезде и хочу сказать, что наш Съезд проходит в очень ответственное время. Так принято говорить всегда, что все съезды проходят в ответственное время, но в этот раз меня никто не упрекнет в том, что это не соответствует действительности. Мы сейчас находимся на очень драматическом участке нашей истории, когда гражданское общество России с очень большим трудом переживает смену, можно сказать, исторических эпох. Закончился крупный, очень тяжелый, очень многозначимый период с 90-го по 2000 год - период Ельцина.
Самый главный вопрос, который мы должны перед собой поставить, оценивающий эти десять лет, - это вопрос о том, почему реформы в России, на которые было столько надежде, почему наши ожидания, которым не было конца, почему искренность и надежды людей, которые тысячами, десятками тысяч и сотнями тысяч выходили на улицы наших городов и в первую очередь в Москве, эти ожидания и надежды оказались обманутыми? Почему сегодня абсолютное большинство людей в нашем обществе считают, что эти 10 лет не самые удачные в истории нашей страны? Почему столько боли и разочарования? Но этот вопрос будет справедлив, если мы его зададим не только в этой плоскости, если мы еще скажем и о том, а почему у наших ближайших соседей, у наших бывших союзников, у тех, кого мы так долго и с полным основанием называли нашими братскими странами, почему у них эти 10 лет прошли по-другому? Почему общественное богатство Польши, например, в расчете на душу одного гражданина выросло почти на 50 процентов? Почему то же случилось в Чехии, в Венгрии, в Словакии? Почему у наших ближайших соседей сегодня совсем другая политическая атмосфера и совсем другие достижения? И почему этого не произошло в нашей стране?
Ответ, который мы можем дать, во многом сопряжен с тем, что мы говорили и обсуждали с вами в течение многих наших и Центральных Советов, и съездов, и в выступлениях лидеров партии, и в наших дискуссиях и обсуждениях. Дело в том, что в этих странах, в наших братских странах, которых мы так долго так называли, в 89-ом, 90-ом году произошло настоящая демократическая революция, там полностью сменился правящий класс. Сделано это было мудро, там не пролилась кровь, не наступили репрессии, но политический класс сменился, и к власти в этих странах пришли другие люди, другие политические элиты. В нашей стране этого не случилось, в нашей стране все 10 лет у власти находились люди, представляющие высшие эшелоны руководства Советского Союза, или как иногда говорят в народе, наша партийная номенклатура. И дело не только в том, что нашей страной руководил все эти 10 лет кандидат в члены Политбюро, но еще и в том, что все без исключения премьер-министры нашей страны за это время были либо членами ЦК КПСС, либо представителями КГБ и ФСБ, либо на очень краткий период это был человек, представляющий комсомольскую организацию одного и наших регионов. Это не просто умозаключение и это не радикальная фраза. То, как люди, находящиеся у власти в России, решали ключевые проблемы нашей страны, привело нашу страну к тому, что наша страна пережила за эти 10 лет две войны, один расстрел Верховного Совета, два дефолта и одну гиперинфляцию. Если вдуматься в том, что произошло в нашей стране за 10 лет и осознать это, то будет легко понять, почему на выборах 2000 года наша страна после того, что произошло с ней, избрала президентом представителя этой же группировки Владимира Владимировича Путина. На самом деле это больше была передача власти внутри одной корпорации, нежели свободный выбор. Нехитрыми политическими технологиями, но весьма эффективными были решены эти задачи.
Сегодня в нашей стране новый президент. Этот президент действительно и реально поддержан большинством граждан нашей страны. И мы приветствуем то обстоятельство, что по многим важным вопросам, по таким вопросам, как, скажем, налоговая политика, укрепление федеративного государства и российской государственности, по таким вопросам, как система противоракетной обороны и инициативы нашего президента по этому поводу, президент Российской Федерации Владимир Путин совпадает в своих решениях с теми предложениями, которые давно, систематически, в течение всех 10 лет высказывались объединением "ЯБЛОКО". И это дает нам надежды, и это позволяет нам с очень осторожным оптимизмом смотреть в будущее.
Однако мы понимаем, что то, что оставим нам Борис Ельцин, и то, что он оставил президенту Путину, с абсолютной точностью можно назвать минным полем. Россия просто заминирована проблемами, она заминирована проблемами в экономике, в политике, в самом устройстве нашего федеративного государства, в особенности Конституции, принятой в России в 93-ем году, а даже и в том, как принималась эта Конституция.
Как же эти решения будут осуществляться? Как будет происходить решение этих проблем? Как наш новый президент будет подходить к решению тех или иных сложнейших задач? Именно в этом, на мой взгляд, состоит самая главная проблема ближайшего времени. Именно в этом сегодня главный вопрос политической ситуации: как Владимир Путин намерен решать ключевые задачи?
Но прежде чем перейти к тому, как он будет их решать, мы должны с вами с точностью, насколько это возможно, определить, а каковы будут источники, на которые он будет опираться при решении этих задач. И мы знаем с вами, что до сих пор три главные группы вокруг президента были ключевыми в решении тех задач, которые перед ним стоят. Это, конечно, одна из олигархических групп, представителем которой он в результате выборов стал; это, конечно, представители всенных, с которыми он сотрудничает достаточно давно, именно они были его главными советчиками в решении проблем Чечни; и это специальные структуры, из которых он вышел и которые просто по факту, естественно, являются одной из тех групп, которые подсказывают ему решения.
Именно опираясь на эти группы, вполне возможно, новый российский президент будет искать решение ключевых проблем в России. Именно поэтому у нас вызывает особую тревогу то, что сейчас получило широкое распространение, особенно в политических элитах, - это тезис о так называемой управляемой демократии. Это тезис, по сути, о том, что с помощью политических технологий, предельного упрощения политики, примитивизации общественного мышления, да и самой общественной жизни, или проще говоря, оболванивания, можно решать любые политические задачи. Если к этому добавить прямую ложь, которую мы так часто наблюдаем и в средствах массовой информации, особенно в электронных, и которой мы вкусили так много в ходе и парламентских, и президентских выборов, плюс ограничение свобод, то мы и получим то, что некоторые советники открыто, ничтоже сумняшеся, во всех публикациях и говорят, и называют управляемой демократией. Суть этой формулы в том, что российский народ не может воспринять настоящую демократию, российский народ не может жить по общим со всем миром правилам, российский народ не дорос до этого, и поэтому необходимо манипулировать.
Но этого было бы маловато. Поэтому важным обстоятельством является придумать технологам для нового президента еще некую конструкцию, которая была бы достаточно притягательной, которая привлекала бы, которая как бы отвечала на самые глубинные чаяния. И такая модель по существу предложена. Это нечто среднее между Южной Кореей и Пиночетом, это организация корпоративного государства. И всякий, кто вышагивает за круг корпоративного государства, оказывается вне этих интересов. Каждый, кто осмеливается критиковать такое государство, оказывается едва ли не врагом этой предлагаемой системы. Мы в течение 3-4 лет наведем порядок, всё сделаем, а потом наступят свободы.
И эта модель очень легко грана формируетcя и на региональный уровень. Мы корпорация данного региона во главе с губернатором. Мы корпоративно будем строить все отношения.
Я хотел бы сказать, что, действительно, такой пример, как Южная Корея, как Пиночет, - это существовало в истории. Но со всей ответственностью могу заявить вам, что период, который проходила Южная Корея с помощью корпоративного государства, иначе говоря, период, о котором мечтают сегодня многие-политические технологи и политические силы, и сценарий, который так или иначе навязывают сегодня нашему президенту, - это сценарий, который южная Корея прошла давно. Но самое-то главное, что и Россия его уже прошла, это сценарий индустриализации, перехода от аграрной страны к индустриальной. И Россия с кровью и болью уже этот барьер пере шагнула, сегодня перед нами стоят совершенно другие задачи. Сегодня перед нами стоят задачи по преодолению того типа экономики, который со всей уверенностью можно назвать "экономикой трубы" - экономикой, которая построена лишь - лишь, подчеркиваю! - на экспорте природных ресурсов из России в самых разных вариациях. Россия сегодня, как наркоман с трубой "в вене". Сегодня Россия находится в положении страны, которая cтроит свое будущее не на экономике знания, не на экономике технического прогресса, не на экономике развития молодежи, не на социальной политике, не на своей собственной культуре и традициях, а всё так же строит свое будущее, очень короткое будущее, совсем не надолго на экспорте наших ресурсов.
Так вот, я думаю, что мы с вами имеем все основания для того, чтобы заявить: управляемая демократия - это путь к отставанию, это путь к безнадежному, непреодолимому отставанию. Оболваненные люди, люди манипулируемые, люди, не получающие права на свободную информацию и свободное волеизъявление, не могут создавать экономику XII века, не могут стоять в одном ряду с ведущими промышленными странами мира, не могут отстоять самую большую страну мира с ее территорией и ресурсами. Не могут отстоять страну, у которой самые протяженные границы с самыми нестабильными регионами мира. Это и есть самое главное противоречие, которое хотелось бы подчеркнуть, и от имени нашей партии сказать именно сейчас, может быть, и в день Послания Президента в первую очередь, в самом начале его политического управления, в самом начале его политического действа сказать: попытка поставить Россию в такое положение, в положение несвободных людей, в XXI веке приведет Россию к бесконечному и необратимому отставанию, А все основания для беспокойства по этому поводу у нас есть. Это и состояние российского образования, это и состояние всей социальной сферы в России, это и состояние здоровья населения, это и депопуляция в России. Но, кроме того, с особым беспокойством мы можем сказать, что сегодня на пути к этой управляемой демократии, на пути к попыткам создания вот этой модели, которая для России и неприемлема, и несвоевременна, есть много признаков, показывающих, что Правительство, внося свои предложения, зачастую усугубляет существующее положение дел.
Огромное беспокойство вызывает у нас в этих условиях и текущая политика. Мы все наблюдаем с вами, что выход из той ситуации, в которой мы находимся, ищется совершенно специфическими методами. Это и подавление независимых средств массовой информации, и их запугивание, это и прямое унижение граждан с помощью применения к ним таких форм следствия, которые больше похожи на формы насилия. Мы имеем тысячи таких примеров по всей стране. Они касаются и членов "ЯБЛОКА", они касаются и просто граждан. Это и предъявление абсурдных претензий российскому предпринимательству. Если бы вы вчитались в те документы, которые мы получаем в Государственной Думе, приходящие туда из Генеральной прокуратуры с обвинениями в адрес тех или иных российских предпринимателей, то вам стало бы совершенно ясно, что речь идет вовсе не о каких-то нарушениях Закона, не о законности, а речь просто идет о прямом давлении на то, что называется сегодня российским предпринимательством, и то, что предусмотрено действующими российскими законами. Любое действие в рамках акционерного общества объявляется "преступным сговором", попытка создания контрольного пакета объявляется "специальным коррумпированным союзом". Таких примеров очень много.
Мы замечаем еще и другие опасности - опасности, которые, если можно так сказать, институционализируются в нашем обществе. Это ликвидация Министерства экологии, ликвидация Федеральной миграционной службы, это действия, направленные на сужение гражданского влияния на политику в стране. Таких примеров можно привести очень много. Да, было всегда очень много претензий и к министерству экологии, и к миграционным службам, но они существовали как объективная необходимость в России. Сегодня же они закрыты вовсе. Иначе говоря, в этом смысле государство просто отказывается от всякой ответственности - от всякой ответственности по самым болезненным проблемам, создавая при этом десятки и сотни тысяч беженцев, создавая при этом всё новые и новые объекты экологической опасности.
Действия, которые мы наблюдали в отношении средств массовой информации; действия, которые мы наблюдаем в отношении российских предпринимателей, руководителей российских производственных экономических структур, не являются долгожданным наведением порядка, и это я хотел бы подчеркнуть особо: под видом наведения порядка мы всё больше и больше наблюдаем методы, связанные с ущемлением с таким трудом завоеванных прав и свобод, мы всё больше и больше наблюдаем притеснение того, что является возможными зачатками и основами гражданского общества в России. Эти действия не являются наведением порядка и укреплением государства еще и потому, что за 10 лет в нашей стране произошли крупные политические преступления. Мы только тогда согласимся с тем, что это является наведением порядка, когда увидим, что действия властей в первую очередь направлены на выяснение причин убийства Старовойтовой, на выяснение причин убийства Холодова, на выяснение причин убийства Листьева, на выяснение причин взрывов в Москве, на выяснение причин того, что происходит сегодня на Северном Кавказе - как там предают и постоянно подставляют наши Вооруженные Силы, которые сто раз уже заявляли об окончании войны, а она все продолжается. Без ответа на эти вопросы всякие разговоры о наведении порядка - пустые. Это просто межгрупповая, межклановая борьба в самом худшем ее виде. Это использование инструментов права для сведения счетов. Вот как может быть определена то, что происходит.
Мы заявляем: полицейское государство не является альтернативой той полукриминальной олигархической системе, которая была создана в России в последние 10 лет. Мы заявляем: Пиночет не является альтернативой Ельцину в этом решении российских проблем. Репрессии не являются альтернативой беззаконию. Выход из этой ситуации совсем в другом.
Здесь я хотел бы коротко остановиться и подчеркнуть то место, которое видит "ЯБЛОКО" сегодня в российской политике. Политическое место "ЯБЛОКА" - это политическая и экономическая составляющая защиты прав человека и гражданина. Мы трактуем права человека как включающие в себя права и частной собственности, и право на независимую информацию. В этом мы видим смысл современной либерально-демократической партии в России. Мы не допустим, чтобы слом системы, созданной Ельциным, оказался еще хуже, чем сама эта система. Мы говорим о том, какой должен быть выход из этой системы. А выход из этой системы прежде всего, если говорить об экономике, должен заключаться в комплексных, последовательных, понятных, глубоких и, если хотите, бескомпромиссных экономических реформах. Это и налоговая реформа, которая сейчас происходит, но совсем не так комплексно, бескомпромиссно и глубоко, как это надо было бы сделать. Это и реорганизация банковской системы, это и разумная земельная реформа, это, наконец, и реализация Закона о банкротствах, это и защита инвесторов и мелких собственников. Это и грамотное управление долгом. И, может быть, прежде всего все это должно быть нацелено на проведение разумной, соответствующей сегодняшнему моменту и нашим экономическим возможностям социальной политики.
Так же мы с вами можем оценить и основные подходы, которые мы сегодня наблюдаем в части нашей Федерации. "ЯБЛОКО" выступило с поддержкой основных инициатив президента. Это был пункт в нашей Политической программе. Мы считали и продолжаем считать, что укрепление государственной власти в России вещь совершенно необходимая, которая направлена на сохранение единства нашей страны, которое является одним из важнейших приоритетов нашей политики.
Именно поэтому "ЯБЛОКО" сочло необходимым поддержать инициативу Президента и считает важным положительное решение вопроса по возможности отстранения с помощью суда от власти губернаторов, которые нарушают Российскую Конституцию, российские законы. Мы за Федерацию, мы против феодализма, мы за то, чтобы Россия была единым, законным, правовым, демократическим государством. Все, что мы знаем сегодня о регионах, говорит нам о том, что власть на местах должна быть еще раз и еще раз померена и сопряжена с Российской Конституцией и российскими законами. Мы считаем, что и Совет Федерации в будущем должен образовываться на основе прямого тайного голосования, на основе прямого и тайного избрания. И те решения, которые приняты сейчас, мы считаем лишь промежуточными. Но укрепление государственности и укрепление государства в нашем понимании означает и укрепление независимости суда, и укрепление независимости средств массовой информации, и укрепление всех правовых институтов в стране. Мы можем жестче и жестче ставить вопросы о взаимоотношении центра и регионов. Но тогда одновременно с этим мы должны все сильнее и все сильнее, все больше и больше уделять внимания вопросам укрепления суда и независимости средств массовой информации. Именно такое сочетание и означает укрепление Российского государства. Мы должны все больше и больше уделять внимание гражданскому контролю за специальными службами. В число направлений, которые нас беспокоят, безусловно, входят и то, что связано со слежкой, с подсматриванием, с подглядыванием. И как вы знаете, "ЯБЛОКО" уже имело очень серьезный опыт в Санкт-Петербурге в этом отношении, связанный с работой спецслужб.
Итак, говоря о самых главных проблемах, мы, "ЯБЛОКО", готовы дать кредит доверия нынешнему Президенту. Но мы отказываем во всяком доверии все более и более обозначающим себя агрессивным силам тоталитарного реванша. Пока "ЯБЛОКО" существует в России как политическая партия, памятник "Дзержинскому" никогда не будет стоять в центре Москвы. Мы окажем самое решительное сопротивление ползучему конституционному перевороту, идущему под фальшивыми лозунгами управляемой демократии, контролируемой демократии, фальсифицируемой демократии. Мы пойдем настолько далеко на объединение с "Союзом Правых Сил", насколько наши партнеры будут готовы бороться вместе с нами против введения в России единомыслия и управляемой демократии, против расширения в России бедности и нищеты, против разрушения всех социальных основ нашего общества. В деле защиты Конституции, демократии и свободы в России мы готовы сотрудничать со всеми другими политическими силами, которые прошедшие годы научили ценить те демократические институты, которые с таким презрением отвергались в нашей стране.
И еще одно. Может быть, вы обратили внимание, в последние дни в представлении наших военных относительно того, что происходит в Чечне, мы услышали с экранов наших телевизоров с каким-то чувством просто удовлетворения, то ли в порядке самоотчета после порки, которую устроил Президент нашим военным, было заявлено следующее. С экранов телевизоров прозвучали слова: "В результате проведенной военной операции трупный запах становится все сильнее". Точнее такого простодушного генеральского заявления ничего невозможно придумать для того, чтобы охарактеризовать то, что сегодня там происходит. Это очень скверная и емкая трагическая характеристика. Мы предупреждали об этом 9 месяцев назад, когда антитеррористическая операция начала превращаться в массовую бойню. Сегодня мы повторяем тоже, что говорили 9 месяцев назад. И за что многие, в том числе и наши союзники, и наши партнеры теперешние клеймили нас в то время: "чтобы остановить бойню, необходимо политическое решение". Но настоящее политическое решение, как любое политическое решение, всегда политическое решение - это те или иные переговоры, но только настоящие переговоры. Не с теми, кого мы сами туда представляем, не с теми, кого мы сами туда назначаем, а с теми, с кем мы воюем, с теми, кого мы убиваем, и кто убивает нас. Только попытки политического процесса такого толка могут уберечь нас от того, чтобы нам каждый день военные сообщали, что трупный запах становится все сильнее.
Завершая свое выступление, я хотел бы сказать о двух важнейших моментах. В сложившейся ситуации отношение "ЯБЛОКА" к Путину нельзя описать простой схемой: поддержка или оппозиция. Формула наших отношений гораздо сложнее. Мы, во-первых, даем шанс. И то, что во всем мире 100 дней, в России не меньше, чем 6 месяцев. Мы, во-вторых, по-человечески надеемся, потому что за него проголосовало большинство. Практические реформы Президента Путина мы будем поддерживать, но будем поддерживать лишь до тех пор, пока они не связаны с нарушением гражданских прав и свобод. Это то, что касается политики.
Мы поддерживаем реформы Президента и в экономике, но до тех пор и только в том направлении, когда мы будем видеть, что они не приводят к дальнейшему обнищанию российского населения.
Мы искали и будем искать союзников и очень рады, что, кажется, налаживаются наши партнерские отношения с "Союзом Правых Сил". Мы призываем и другие демократические, либеральные силы открыто и ясно заявить сейчас свои цели, и присоединяться к нашему Союзу.
Мы выступаем с жесткой и непримиримой оппозицией ко всем проявлениям произвола власти и оставляем за собой право в том случае, если это превратится в основную политическую линию и систему, стать партий жесткой оппозиции к полицейскому государству. Благодарю вас. (Аплодисменты).
Сейчас слово предоставляется нашим гостям. Только что я говорил об одном из наших партнеров, союзников. Здесь присутствует Борис Ефимович Немцов и мы рады ему предоставить слово.

Б.Е.НЕМЦОВ
Спасибо большое, Григорий Алексеевич. Добрый день, дорогие друзья! Во-первых, разрешите мне от имени "Союза Правых Сил" поздравить вас с проведением УШ Съезда "ЯБЛОКО". Не каждая демократическая организация России дожила до УШ Съезда, как вы знаете. (Аплодисменты).
Если вы помните, год назад, а многие лица в этом зале мне уже знакомы, год назад мы договорились, что встретимся в Думе. Вы смеялись, но мы встретились. Встретились и сейчас у нас вместе 52 человека: 32 представителя СПС и 20 представителей "ЯБЛОКА". Откровенно говоря, не густо, всего-то 12%. Я хотел бы подчеркнуть, что по всем базовым вопросам у нас, практически, идет консолидированное и солидарное голосование. Совместные наши действия привели к тому, что принято важнейшее налоговое решение, и в стране идет мирная налоговая революция. Совместные наши действия привели к тому, что мы не допустили полицейского административного кодекса, особенно я имею в виду кодекса в части автолюбителей. Мы спасли 17 миллионов российских автолюбителей от того, что их на каждом углу будут арестовывать и штрафовать в размере от 50 до 100 минимальных заработных плат, а ее, как вы знаете, мы повысили с 1 июля. То есть вообще уже жить было бы на дорогах невозможно.
Мы, я считаю, сделали важнейшее дело, добившись моратория на переход на 12-и летнее образование на 5 лет, и спасли тем самым молодых людей, которых сразу же призывали бы в Вооруженные Силы после окончания 12-и лет. К сожалению, нам многое не удалось сделать, потому что нас всего-то 52 человека в Государственной Думе.
Нам не удалось сделать то, о чем говорил сейчас Григорий Алексеевич, нам не удалось остановить произвол, в первую очередь, произвол в прокуратуре. Нам не удалось остановить наступление на свободу печати. И свобода печати продолжается, и произвол в отношении печати тоже продолжается. Но так долго быть не может, рано или поздно кто-то победит. Я думаю, что победят те, которые стремятся как раз к управляемой демократии.
Я считаю, что надо проанализировать, а почему, собственно, несмотря на то, что демократическое движение существует 10 лет, несмотря на то, что в нашей стране огромное количество демократических лидеров, ярких и образованных людей, почему у нас всего 52 человека в Государственной Думе? Почему у "ЯБЛОКА" нет ни одного своего губернатора? Ни одного! А у "Союза Правых Сил" один по фамилии Титов. Почему всего только в нескольких регионах страны главы местного самоуправления представляют действительно демократическое Движение? (Лукин: Борис, вы хотели сказать, что один и тот Титов, да?) Я хотел сказать ровно то, что сказал. Так вот, дорогие друзья, я вам должен сказать, что и в органах местного самоуправления, в том числе и в законодательных органах, к сожалению великому, наши фракции, которые, к счастью, создаются, как правило, находятся в меньшинстве.
И найти регионы страны, найти города и поселки страны, где действительно наши единомышленники, наши сторонники находятся у власти, просто практически невозможно. И я считаю, что мы должны извлечь уроки из происходящего. Когда мы говорим, что в стране построен полукриминальный, бандитский капитализм, то ни в коем случае нельзя с себя снимать ответственность. Так вот, считаю, что мы ответственны за то, что не смогли вовремя, четко, ясно, объединившись, создать мощные демократические организации. К великому сожалению, даже в таких крупных городах, как Санкт-Петербург, до самого последнего мгновения перед выборами губернатора никак не могли договориться, а когда договорились, то было уже поздно. Мы проиграли в Санкт-Петербурге, и проиграли в Санкт-Петербурге потому, что не было единой и мощной организации.
Так вот, я хотел бы, чтобы мы с вами начали исправлять ошибки, начали работать над ошибками, чтобы спасти страну от управляемой демократии, чтобы спасти страну от произвола, от бесчинств чиновников, чтобы спасти страну от коррупции. Я считаю, что во имя этих святых целей мы должны объединиться. Это очень серьезно. И когда мы подписывали Соглашение, а подписывали мы его совсем недавно, всего лишь 21 июня, мы, я имею в виду "Союз правых сил", очень серьезно к нему отнеслись. Мы считаем, что надо заблаговременно, задолго и до парламентских выборов, и тем более до президентских выборов, создать мощные региональные организации.
Хочу сказать о нашей позиции. Нам неважно, кто возглавит эти региональные организации - представитель "ЯБЛОКА" или представитель "Союза правых сил". Главное, чтобы это был честный, авторитетный и уважаемый политик, желательно федерального уровня, как это, например, случилось в Ярославле или как это случилось в Брянске, я надеюсь, как это случится во многих других городах. И главное, чтобы наши организации были такими, от которых нельзя отмахнуться, чтобы они были финансово самодостаточны, чтобы они могли влиять на формирование власти, чтобы они могли защищать людей, в том числе и от местного произвола, потому что вы знаете, какие чудеса творятся на местах.
К сожалению, не все так понимают процесс объединения, как я только что сказал. А жаль. У нас, собственно, какая перспектива? У нас перспектива, к сожалению, довольно печальная: либо каждый из нас останется великим, могучим и единственным любимым, и тогда никаких шансов у демократического движения в стране нет; либо все-таки мы объединимся и вытащим страну. Если этого не произойдет, то когда-нибудь, лет через 10-15 о нас напишут в книжках: да, в конце ХХ века были действительно замечательные, умные политики демократического толка, они очень сильно себя любили, но народ их не понял. Вот я бы не хотел, чтобы это случилось. Так что я просил бы вас, хотя, конечно, это ваше решение, обсудить на вашем Съезде проблему объединения, потому что я ее считаю жизненно важной, и не для вождей "Союза правых сил" и "ЯБЛОКА", и даже не для участников Съезда, к которым я отношусь с глубоким уважением, а для нашей с вами страны. Спасибо. (Аплодисменты).

Г.А. ЯВЛИНСКИЙ
Спасибо большое.
Я хотел бы предоставить слово Евгению Вадимовичу Савостьянову, который является нашим гостем. (Аплодисменты). Евгений Вадимович Савостьянов является инициатором в новейшее время идеи широкой демократической коалиции. И если вы помните, а я думаю, что все вы помните, Евгений Вадимович Савостьянов сам прилюдно сделал шаг, который и положил начало всем этим действиям. Уже после его шага и после его реального поступка, уже после этого в ходе президентской кампании я заявил о том, что считаю важнейшей перспективой объединение демократических сил. Поэтому я еще раз хотел бы попросить вас приветствовать Евгения Вадимовича Савостьянова здесь, на Съезде. (Аплодисменты).

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.