|
Возле Дома творчества писателей
(к 40-летию поэмы «Я»)
В 1958 году на очередном заседании единственного тогда в Одессе молодежного
литобъединения в Доме Пушкина ко мне подошел и познакомился со мной как бы
двойник юного Есенина ― москвич Петя Палиевский, сотрудник ИМЛИ (Института
мировой литературы им. Горького): мне было 22 года, а ему 26.
Справка: Палиевский Петр Васильевич (р. 1932),
российский литературовед, доктор филологических наук (1992). Основная сфера
интересов: русская и зарубежная литература ХIХ и ХХ вв. ("Большая
энциклопедия Кирилла и Мефодия", компакт-диск. — На базе "Большого
энциклопедического словаря", в 2-х томах: М., Большая российская энциклопедия,
1996).
В течение нескольких дней мы гуляли с Палиевским по Одессе, увлеченно беседуя
на различные интеллектуальные темы и особенно о проблемах литературного
творчества: он писал в то время главы в академическое издание «Теории
литературы» и мне, начинающему писателю, было особенно интересно поговорить с
ним как со специалистом-теоретиком. Кроме того, я не преминул дать ему для
прочтения недавно написанный мной и моим другом-одесситом Саней (Семеном)
Вайнблатом киносценарий «Солдатский вальс». Прочтя, Палиевский сказал, что
сценарий ― заурядный, но зато ему понравилось стихотворение, которое якобы
сочиняет герой сценария; это было мое давнее стихотворение: «комнаты комнаты/
лица лица/ длинный длинный/ коридор/ то ли это в жизни/ то ли это снится/ то ли
это правда/ то ли это вздор/ лужи лужи/ слякоть слякоть/ ноги сами лезут/ в
грязь в грязь/ если это в жизни/ как же тут не плакать/ если это снится/
улыбнусь храбрясь».
Напомню читателю, что в те времена подобные стихи клеймились как
декадентские; тогда даже лирика должна была быть «идейной». А если кто-нибудь из
знаменитостей и решался на публикацию «безыдейной» лирики ― для не знаменитости,
как я, это было вообще невозможно, ― то получал жестокую отповедь в партийной
печати и включался в черные списки издательств: см, например, постановление ЦК
ВКП(б) "О журналах «Звезда» и «Ленинград»" 1946 года, запретившее, в частности,
публиковать Ахматову.
Мне, конечно, было досадно, что Палиевский по сути забраковал киносценарий;
но в то же время это сполна компенсировалось его похвалой в адрес стихотворения.
Ободренный, я прочел ему и еще кое-что из моего «декаденства»:
― «Я маленький паучишка/ плетуший свои паутины/ и давят меня ногами/
огромные кретины/ а я пожираю мелочь/ попавшую в паутины/ и вырасти мечтаю/ как
огромные кретины».
Ему понравилось и это стихотворение ― восьмистишие, построенное на одной
рифме «паутины ― кретины». Он отметил музыкальность моих стихов
(между прочим, я окончил музыкальную семилетку по классу фортепиано). И особенно
его заинтересовала их социальность:
― «Комнаты... лица... длинный коридор...» ― это явно какие-то очень суровые
советские учреждения. А «кретины»? Кто эти «огромные кретины»? ― тут он все-таки
не решился уточнять, кто же они. ― Интересно, что эти «кретины» давят автора
ногами, уничтожают его, ― а потом вдруг оказывается, что и сам автор мечтает
стать таким же «кретином»! Ну да, ведь он тоже не промах: «плетет свои
паутины»... В общем, твои стихи, ― сказал он мне, ― явно относятся не к
социалистическому, а к критическому реализму.
И это говорил один из официальных теоретиков именно социалистического
реализма.
В авторитетности для меня Палиевского сыграло роль и то, что он знал
несколько иностранных языков ― все-таки Московский университет посерьезнее
Одесского, в котором в то время учился я; и еще Палиевский был, в отличие от
меня, «выездным»: побывал в командировках от ИМЛИ в нескольких зарубежных
странах, в том числе и в стране моей мечты ― Италии. А в Одессу он приехал как
корреспондент журнала «Вопросы литературы» и, к слову сказать, предложил мне
стать местным корреспондентом этого журнала (после чего я несколько раз посылал
ему информации для журнала о литературной жизни Одессы, ― он передавал их туда,
но они так и не были опубликованы).
Хотя как диссидентствующий стихотворец я и выработал у себя иммунитет к
соцреализму, тем не менее многолетнее давление официального литературоведения
приносило свои мерзкие плоды ― в виде неуверенности в себе, мировоззренческих и
стилистических метаний, суицидальных настроений... И тут моральная поддержка
Палиевского оказалась мне очень кстати, ― подтвердив, что в целом я на
правильном пути. Одобрение им моих стихов привело меня через некоторое время к
написанию исповедальной лирической поэмы с откровенно неколлективистским
названием «Я», ― и первыми фрагментами в поэму стали одобренные им стихи.
А однажды к нам в квартиру ― я жил еще с родителями ― позвонил незнакомый мне
молодой человек, который представился Геной Гачевым, коллегой Палиевского по
ИМЛИ.
Справка: Гачев Георгий Дмитриевич (р. 1929), российский
критик, литературовед, философ. Основные работы посвящены теории литературы,
национальным художественным образам мира, русской философской мысли.
("Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия").
Как Палиевский, так и Гачев были молодыми людьми с яркой внешностью. Но если
Палиевский показался мне похожим на известного поэта Есенина, то Гачев ― на
другую известную личность, но уже не автора, а героя произведения: Пьера
Безухова, меланхоличного аристократа, несколько грузного, мечтателя и
мыслителя.
― Когда приезжаешь надолго в чужой город, ― объяснял Гачев, ― то проходит
немало времени, пока обзаведешься знакомыми своего круга. Поэтому я еще в Москве
запасся несколькими адресами и рекомендательными письмами, ― и он протянул мне
рекомендательное письмо от Палиевского.
Так началась моя с ним дружба.
В последующие годы получилось так, что с Палиевским я виделся и имел
почтово-телефонные контакты считанные разы, ― а Гачев иногда месяцами жил в
Одессе, и мы общались более или менее регулярно. Но главное ― с возрастом
поменялись наши жизненные установки: Палиевский стал официальным лицом ―
заместителем директора ИМЛИ и главным редактором печатного органа института
журнала «Контекст»; литературное же творчество мое и Гачева осуществлялось, в
основном, «в стол»: как и мне, ему удавалось публиковать процентов 5 того, что
он писал.
Хотя первый импульс для осознания моей поэтической позиции дал мне
Палиевский, впоследствии на меня влияли и другие ― прежде всего Гачев. Он же
оказался одним из первых читателей, вернее слушателей моей поэмы, ― когда в 1964
году работа над ней была завершена.
Гачев многократно проводил свой летний отпуск в Одессе, в Доме творчества
писателей на Даче Ковалевского; я же жил каждое лето в 10-ти минутах ходьбы
оттуда, на бабушкиной даче. Как-то на скамейке в парке Дома творчества я и
прочел ему поэму. Он похвалил ее, ― и его мнение было для меня не менее ценнным,
чем давнее мнение о моих стихах Палиевского; кстати, как и Палиевский, он был
одним из авторов академической «Теории литературы», был полиглотом и
«выездным».
Позже Семен Вайнблат, уже известный в Одессе поэт, так отмечал приоритет моей
поэмы: "В то время Евгений Евтушенко писал вполне лояльные поэмы ("Станция
Зима" — 1955, "Братская ГЭС" — 1965); не было еще нелояльных поэм Иосифа
Бродского ("Речь о пролитом молоке" — 1967, "Горбунов и Горчаков" — 1968),
Александра Галича («Размышление о бегунах на длинные дистанции» — 1969,
«Вечерние прогулки» — 1971) и др. Таким образом, "Я" — была первой
диссидентской, несоцреалистической поэмой в Советском Союзе".
Но вернемся к Гачеву. Дело в том, что «выездным» он был лишь до известного
процесса Синявского и Даниэля.
Справка: Синявского и Даниэля процесс, судебный процесс
в Москве в 1966. Писатели А. Д. Синявский и Ю. М. Даниэль на основании факта
публикации на Западе их сатирических произведений были обвинены в антисоветской
деятельности и приговорены к заключению в исправительно-трудовой колонии
строгого режима (соответственно на 7 и 5 лет). ("Большая энциклопедия Кирилла
и Мефодия", компакт-диск).
Синявский тоже был сотрудником ИМЛИ, ― но с ним лично я знаком не был, а знал
о нем из печати и от Гачева. При обычной в советское время «проработке»
Синявского по месту работы ― так сказать, в помощь тоталитарной прокуратуре ―
Гачев позволил себе выступить с сомнениями в юридической правомочности его
осуждения коллективом института до решения суда: см. Гачев. Г., «Андрей
Синявский ― Абрам Терц и их(ний) роман "Спокойной ночи" (исповесть)» ― М.,
Вузовская книга, 2000. С этого момента Гачева, хоть и не уволили из
института, но совсем перестали печатать и он стал «невыездным», как и я. А позже
он дал мне прочесть самиздатовскую речь Синявского на суде ― насколько помнится,
яркую антисоветскую публицистику.
Не удивительно, что, когда через три десятка лет, во время горбачевской
Перестройки, я оказался в Нью-Йорке и у меня впервые появилась возможность
опубликовать, хотя и микротиражом в 100 экземпляров, мои стихи, ― то с просьбой
написать предисловие я обратился письмом именно к Гачеву, в Москву. И он, к
этому времени доктор филологических наук, сразу же выполнил эту просьбу ―
и прислал мне предисловие («Жертвоприношение, стихи 50-90-х годов». ―
Нью-Йорк, «Lifebelt», 1994, стр. 3-19).
Надо сказать, что моя поэтическая судьба складывалась в каком-то смысле
парадоксально. С одной стороны, уже в юности моими главными «референтами» стали
двое ведущих советских специалистов по теории литературы, что было несомненной
удачей; с другой стороны, отвергнув в свое время соцреализм и из-за этого не
печатаясь, я оказался как бы за бортом современной русской поэзии: до сих пор о
моей, первой в истории Советского Союза диссидентской поэме «Я» знают немногие.
Мало кому известно и остальное мое творчество: стихи, проза, философская
публицистика (см. вебсайт http://edvig.synnegoria.com).
Эта парадоксальность сопутствовала мне всю жизнь, начиная, может быть, с того
факта, что я написал тысячи страниц стихов и прозы на бабушкиной даче,
возле Дома творчества писателей, ― а в глазах публики не я, а они, в
большинстве своем соцреалистические графоманы, считались писателями (в 1981 году
как редактор книг в научном издательстве я был принят в члены Союза журналистов
СССР, но вот более «привилегированный» Союз писателей остался для меня ―
как и для Гачева ― недоступен). Собственно, я не только жил и писал возле
Дома творчества, ― но и даже внутри Дома творчества прочел свою
диссидентскую поэму Гачеву.
Когда дачники из окружающих дач шли на пляж Дома творчества ― и часто я шел с
ними, ― то принято было полуиронически говорить:
― Ну, пошли к пысьмэнныкам!
(Украинское ― писателям).
И недаром Марк Поповский, с которым я подружился уже в Нью-Йорке, ― сначала
член Союза писателей СССР, а потом диссидент и эмигрант, ― неоднократно
говорил:
― Ненавижу слово «писатель»!..
Вообще, когда пишешь о литераторах, то нет возможности пересказывать все
опубликованное ими, ― а ведь не только встречи и разговоры с Палиевским и
Гачевым, но и опубликованное ими влияло на меня. Поэтому данное мое воспоминание
может понять в полную меру только тот читатель, который знаком с их
творчеством.
Конечно, теория литературы ― вовсе не инструкция по созданию поэзии или
прозы: искусство изначально иррационально. И я нашел свою поэтическую позицию
до знакомства с этими двумя теоретиками литературы, то есть без их
помощи. Однако они все же помогли мне в очень важном ― помогли увереннее
утвердиться в найденной мной поэтической позиции. Главное, что мне
дало общение с ними, ― не глубокие интеллектуальные разговоры о природе поэзии,
хотя это и было весьма поучительно, а сам факт, что эти незаурядные эрудиты и
знатоки мировой литературы положительно оценили мои первые опыты.
...Когда десять лет назад я издал, наконец, свою первую книгу, в которую и
вошла ― прежде лишь самизатовская ― поэма «Я», то в комментарии к поэме
(«Жертвоприношение, стихи 50-90-х годов», стр. 203-212) я не мог тогда
рассказать обо всем, что казалось существенным для раскрытия темы, ― чтобы не
навредить друзьям, оставшимся в СССР-СНГ. И вот одну из тех недосказанностей я
досказал теперь ― в виде данного небольшого воспоминания.
Эдвиг Арзунян
28 октября 2004 г.
Eduard Arzunyan
20 Seaman Ave. Apt. 5I
New York, NY 10034
(212) 567-0534
edvig@earthlink.net
Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!
|
|