Сейчас на сайте

Встреча Вячеслава Игрунова с учителями и родителями, школа №817, Ташкентский переулок, д.7, к.3.

13 ноября 2003г.

...Главным приоритетом являются глубокие фундаментальные знания, широкое образование и очень сильная гуманитарная окраска школы. Только тогда наша школа сможет стать реальной основой нашего общества...

Вступление

В 1969 году нам с моим товарищем, аспирантом-экономистом (имеется в виду Зусь Тепер - прим. ред.), ЦК предложил решить такую задачу – выяснить, сколько дает народному хозяйству вложение в образование. Вот вы вложили рубль в образование – сколько вы оттуда получили? Когда мы стали над этим думать, мы поняли, что посчитать это просто совершенно невозможно. И мы поставили задачу от обратного: мы НЕ вкладываем в образование денег. Что в этом случае происходит с народным хозяйством? А тогда народное хозяйство исчезает, общество исчезает! Поэтому важно не то, сумеем ли мы исчислить, сколько дохода приносит рубль, вложенный в образование, а важно понять одну простую вещь – образование есть все. Образование есть основа общества, основа экономики, основа нашего существования здесь на земле. Любая культура базируется на образовании. Образование является не просто элементом, а фундаментальной основой  экономики. Т.е. экономика начинается с образования.

Подробнее о концепции этой реформы см. в мемуарах Игрунова <Размышления об образовательной реформе в СССР>

 

Вот эта линия привела к другим соображением – что главный доход в обществе не от пролетариев, а от интеллектуалов. Разве доход от изобретения, например, колеса может быть сопоставлен с доходом, который может принести целая армия чернорабочих! То, что человечество приобрело от периодической системы Менделеева, нельзя оценить никакими деньгами! Это то, что мы сейчас имеем – это совершенно другой мир. Т.е. основной доход в обществе приносит интеллект! А так как жизнь усложняется, и рабочий – это уже не просто человек, который нажимает на лопату, а тот, кто стоит за станком, сл., образование будет играть все возрастающую роль в обществе.

Когда мы сдали свою работу «Реформа образования», она предполагала интенсификацию образования, увеличение ресурсов, выделяемых страной на образование, повышение качества преподавания, естественно, со всеми социальными последствиями для учителей. Учителя должны были стать одним из элитных слоев общества, получить статус государственного служащего. Но - в мае 1970 года была принята реформа образования, которая фактически снижала стандарты образования в нашей стране. Для меня это было потрясением – эта страна, которая должна была выйти вперед, сама сделала шаг назад!

20 лет спустя наши реформаторы-демократы заявили, что это роскошь – содержать такую науку. Мы бедная страна, мы не Америка, мы не можем позволить себе фундаментальную науку, какую-нибудь там археологию или физику. Нам это не по карману. Государство итак слишком обременено социальными проблемами, оно должно минимизировать свои затраты на образование и, тем более, науку. Реформаторы сказали так: «Образование – это частное дело человека, и если родители хотят, чтобы их дети были грамотными, они найдут деньги, дадут им образование. Они приведут их в школу, заплатят, хотят в хорошую школу – заплатят больше…»

В итоге только в первые пять лет после реформы 300 тысяч академических ученых нашей страны покинули нашу родину. 300 тысяч! И как вы понимаете, эти люди хорошо устроились. Наши математики, физики, биологи теперь являются гордостью в Соединенных Штатах, в Германии. Они работают в Австралии, они работают в Англии, Франции, Италии, где хотите. Я могу перечислить много проблем, которые были вызваны реформами Гайдара, катастрофических проблем, но самая катастрофическая, я считаю, та, что они уничтожили многие наши школы и вытолкнули из страны многих наших ученых. Были выработаны стандарты, при которых профессор - это тот человек, который должен ползти к бизнесмену и просить у него деньги на свое существование. Неуважение к науке, неуважение к преподавателям, низкий стандарт жизни – вот главный результат.

То, что произошло тогда, в 1991 году, является для меня самой большой трагедией, потому что тогда была подорвана система, подорван фундамент возможного нашего взлета. Разрушение школ, разрушение науки – это смертный приговор российскому лидерству в мире. Мы были сразу опущены на уровень развивающихся стран. Именно поэтому в 1991 году я принял для себя решение идти в политику, противостоять разрушению страны.

…Когда я ушел из ЯБЛОКА, я думал, что пойду на какую-то исследовательскую работу, буду кого-нибудь учить, но мои друзья, которые вместе со мной ушли из ЯБЛОКА, сказали, нет, надо делать свою партию, мы не можем оставить те идеи, которые у нас есть. И тогда в прошлом году мы решили делать свою партию и прямо так ее и назвали, обозначив уже в названии свои приоритеты: «Союз людей за образование и науку».

Образование, конечно, не единственный наш приоритет, который мы выносим, есть и другие. Например, экологическая проблематика, нарушение экологического равновесия. Наши технологии настолько разрушительны, а демографический рост настолько быстр, что экологическая тема будет главной темой 21 века, я в этом совершенно убежден. Разрушение среды обитания, исчерпание ресурсов, конфликты, вырастающие на стыке этих проблем настолько сильны, что человечество очень много внимания должно посвятить этим проблемам.

В такой стране, как Россия, существует межнациональная проблема. Мы, страна многих национальностей, мы должны научиться жить вместе друг с другом. Если мы этого не сможем сделать,  то Россию ждет та же участь, что и Советский Союз – она может развалиться. Мы не можем этого допустить.

Еще одним важным приоритетом для нас является реформирование государственной машины. Если бюрократия руководствуется корпоративными интересами, если бюрократия думает о своем интересе, а не о благе страны, то ничего хорошего из этого не получается. Вот мы и имеем машину коррумпированную, недальновидную, не имеющую никакой стратегии.

Но я хочу подчеркнуть, что хотя у нас есть очень много разных задач, образование и наука являются ключевым приоритетом во всей нашей деятельности, потому что без образования нельзя решить ни экологической проблематики, ни воспитать дух терпимости и уважения к другим культурам, ни воспитать у чиновников положительную систему  общественных ценностей, ощущения их связей со страной.

К сожалению, наша система образования продолжает испытывать трудности, фактически она финансируется по остаточному принципу. В Америке процент бюджетных затрат на образование в 2 раза больше, чем у нас. А если учесть, что наша страна достаточно нищая и наш бюджет составляет лишь небольшую долю от бюджета Соединенных Штатов, то вы понимаете, на каком уровне у нас финансирование. Я считаю, что надо, по крайней мере, удвоить финансирование образования. Правда, нам говорят, а во что вкладывать? Надо сначала реформировать школу, чтобы образование было более эффективным. И реформа школы идет. Некоторое время назад при Министерстве создали комиссию по образованию,  но несколько реформ, которые были проведены, мне кажется, сейчас не вполне отвечают задачам.

 

Вопросы

 

- Поясните, пожалуйста, а в чем именно заключается реформа школы? Об этом так много говорят, а все равно непонятно.

 - Реформа школы заключается в  том, что фундаментальное знание – физика ли это, математика ли это, история, литература в особенности - должно быть  убрано из школы. Детей должны учить простым вещам: экономике, менеджменту, практическим навыкам, владению компьютером, английскому языку, может быть. А если у него голова устроена так, что его интересуют фундаментальные вещи, например, история философии или, наоборот, философия истории, пусть он за мамкины деньги приобретает себе это избыточное никчемное знание. Вот в этом и заключается реформа школы – человек должен выйти из 11-го класса и уметь заработать денег.

 - Да, но дети сейчас перегружены, у них по 8 – 9 уроков в день!..

 - Лично я считаю, что человек должен учиться много, и дольше, чем он учится сейчас. Может быть 12 лет, может быть 13, но 12 – надо. Та же самая биология, или экология, которая сейчас бурно развиваться и очень важна для нас – попробуйте ее в старую программу втиснуть!  Неизбежно нужно что-то выбросить. Что? Историю – нельзя, физику – нельзя, математику – нельзя. Какой выход? Ребенок должен учиться долго. Не надо его бросать в жизнь слишком рано.

- А как быть с армией, в которую мальчик попадет тогда сразу со школьной скамьи?

- Есть люди, которые после 9-классного образования вполне идут в жизнь, зарабатывают, работают. А те, кто дольше учится, плавно перетекают в систему высшего образования. И 12 год – это уже начало вузовского курса. Если он свои 12 лет кончил, он автоматически должен перемещаться в высшее учебное заведение и двигался дальше. Он в армию не идет. С моей точки зрения, совершенно недопустимо человека, который начал получать высшее образование и готов его получать отдавать на войну – в Чечню, в  Афганистан, куда-нибудь еще. Человек, который может работать головой, это такая ценность для общества, что он должен получить возможность закончить это образование.

 К сожалению, без армии сейчас невозможно. Напряженность в мире растет настолько сильно, что в 21 веке армия, может быть, понадобится даже больше, чем  в 20-м. Мне больно это сознавать, но это именно так. Но посмотрите, что делают американцы. Они же не воюют солдатами, в сущности, они воюют высокоточным оружием. Вот эти умные образованные люди представляют большую ценность для армии, чем простые школьники. Поэтому ни в коем случае нельзя их отдавать в армию. И я как раз являюсь сторонником профессиональной армии. Кто хочет воевать, кому здоровье позволяет – пусть воюет, и пусть армия хорошо оплачивается. Человек рискует жизнью, защищает нас всех – пусть зарабатывает хорошо. Но не берите того, кто хочет учиться! Он нам всем даст больше, чем солдат, которого застрелят на второй день в Чечне.

- Как Вы относитесь к форме?

- Я могу высказать свое личное мнение. Мне нравится форма. Хотя я никогда ее не носил, я хотел выглядеть иначе. Я против того, чтобы одежда выстраивала рейтинг между школьниками. Но уничтожить всяческую индивидуальность – все должны быть одинаково подстрижены, все должны быть в одинаковой форме – в наше время уже просто невозможно. Хотя лично я форму люблю, она мне нравится.

- Каково Ваше отношение к Единому государственному экзамену?

- Я отношусь к этому негативно. И вот почему. При нашем старом, советском, методе образования человека учат решать задачу, для которой еще нет решения, учат творческому поиску решения. Надо, чтобы человек, попав в необычную ситуацию, нашел выход  и решил то, что ему предлагают. Я лично  вот так учился.

А здесь предлагается другой способ – вам нужно точно знать, иметь набор ответов: на этот вопрос вы отвечаете стандартным образом так, на этот - так. Представляете, если в этой системе вы отвечаете нестандартным путем! Таким образом, система Единого государственного экзамена, так как она сейчас выглядит, на мой взгляд, просто приводит к тому, что люди накапливают знания, умения, но при этом отсутствует напряженный мыслительный процесс.  

В случае с ЕГЭ мы идем к той форме обучения, которая признана неэффективной в тех же Соединенных Штатах. Они ищут, как от нее уйти, а мы – наоборот, берем ее на вооружение! Говорят, что ЕГЭ избавит от коррупции – я не очень понимаю, как это может избавить от коррупции. От интеллекта может, а от коррупции – нет.

Реформы, конечно, нужны. Но я не понимаю, как школу можно построить без литературы, истории. Главное для человека – это понимание того,  что происходит в обществе, знание того, что происходило с человеком.  А реформаторы пытаются сократить эти предметы. Наши реформаторы говорят, что мы должны по одежке протягивать ножки. Я с этим категорически не согласен. Я считаю, что мы должны именно сюда вкладывать деньги, кстати, мы и зарабатывать на этом тоже можем. Халдеи стали когда-то учителями всего мира. Имя «халдеи» стало нарицательным для учителей. Россия – это страна, которая тоже может явить подобный пример миру. И наша задача в том, чтобы это стало реальностью.

Я убежден, что эти бизнесмены, которые хотят обучать своих детей практическим навыкам, зарабатыванию денег, могут создать для своих детей частные школы, но наша национальная школа должна сохранять наши национальные традиции образования. Такая школа должна давать широкое общее образование, формировать тот уникальный образ мысли, который всегда был отличительной чертой нашей российской школы.

Да, сегодня мы не сможем создать такую школу быстро, но если мы хотим ее создавать, мы должны сказать, что главным приоритетом  являются глубокие фундаментальные знания, широкое образование и очень сильная гуманитарная окраска школы. Только тогда наша школа сможет стать реальной основой нашего общества.

По теме образования см. также материалы семинаров в Учебном центре ИГПИ.

Написать отзыв/Обсудить на форуме

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.