Сейчас на сайте

Памяти Сергея Аверинцева

Сергей Сергеевич Аверинцев. Фото Игоря Сида, 25 октября 2002г. Когда  в начале девяностых узнала, что Аверинцев смертельно болен, показалось,  рухнула стена дома, и жилище открыто непогоде. Он замолчал на много месяцев прежде, чем на днях его не стало, и его начали забывать на родине за  много лет,  до скорбной кончины. Спасибо ласковой Вене, что она продлила дни Сергея Сергеевича.  А нам придется жить без оглядки на него. Это и есть самое страшное. Написанное не погибнет, неопубликованное опубликуют, он не прожил в безвестности, гонениях и неосуществленности, как многие дарования России. Можно сказать, "взирая на конец", как учил мудрец Солон, что это была в целом хорошая жизнь. Рассказывать в некрологе, что он сделал?  О, очень много! Но для меня не в этом дело, а дело в его роли духовной, интеллектуальной, "воспитательной", которая уникальна. Я могу сказать о своем поколении, кто студентами ходили на его лекции еще в старом университете, на Моховой. Сотни молодых людей в битком набитой аудитории, которым запонадобилась вдруг "античная эстетика", "византийская эстетика".

См. доклад С.Аверинцева на конференции "Переосмысляя современность" в 2002г, а также стаью О несходстве сходного на сайте

 

 Важнее всех мыслей, которые и теперь можно прочесть в его книгах, в этих лекциях был их автор, человек, который показывал, что мысль - это наслаждение и радость, и чужая, и своя. И потому был свободен. Пока он стоял на кафедре с характерным памятным жестом - острые локти вниз, а руки вскинуты вверх - он был свободен. В этом, в своеобразии его облика со сложенными крыльями плеч и голосе, который попробуй опиши, но узнаешь с первого звука, было больше несоветскости, чем в предмете годами шедшего разговора о немецкой философии, или о Библии, или о патристике. Да, Аверинцев "выступал" больше, чем обычно это делают  ученые. Проповедник любви к словесности. Очень важно, что круг его интересов и исследований был так широк. Аверинцев говорил обо всей европейской и средиземноморской культуре, включающей сирийцев, ромеев, евреев  и коптов. Он был патриотом обширнейшей духовной родины. Узости не было в нем, эскизность была,  laisser faire, да, но и открытость иному. Я впитала его ранние статьи ("ранние" больше для меня, их тогда семнадцатилетнего читателя) до такой степени, что когда  открыла их сравнительно недавно, обнаружила, что  не помню ничего,  но каждое слово и даже интонация вошли в состав моего собственного "экспертного вещества", того состава, на фоне которого происходит всякое восприятие и дается внутренняя оценка. Он прочел когда-то мою  курсовую работу. И первую статью. Надо ли говорить, что всю жизнь, что бы я ни писала, я внутренно оглядывалась на нескольких самых главных потенциальных читателей, и С.С.Аверинцев  всегда был среди них?

Написанное Аверинцевым мы не потеряли, но мы потеряли великого русского читателя, присутствие которого уже задает планку, ниже которой просто никак невозможно. "Нету  их, и все разрешено". Так не хочется быть брюзгой и собственный закат объявлять закатом Европы. Но  состоявшихся еще при прежнем режиме несколько десятков  ИМЕН, заменить некем. Что клясться, что "мы" его не забудем? Эти "мы", которые поймут меня, помнят Аверинцева, когда о нем не думают.

Н.В.Брагинская

См. также некролог С.Аверинцеву из газеты "Коммерсант" и некролог на сайте Известия науки


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.