Сейчас на сайте

Уроки московской трагедии

 

Так совпало, что в тот момент, когда в столице проходила международная конференция, посвященная проблемам, вставшим перед цивилизованным миром после террористических актов 11 сентября прошлого года, всего в получасе езды от помещений, где шли ее заседания, разыгрывалась драма с захватом Театрального центра на Дубровке. И председатель оргкомитета конференции депутат Госдумы Вячеслав Игрунов накануне ее открытия давал телевизионным журналистам интервью в прямом эфире отнюдь не об этом международном форуме. В числе других коллег-депутатов он приехал в спешно созданный оперативный штаб, и вопросы, задававшиеся ему, касались той трагедии, что происходила рядом.

И сейчас мы говорим тоже о ней, вернее о том, что происходило вокруг нее.

 

¾ Вячеслав Владимирович, боюсь, что в эти дни Вы не читали газеты и не заходили в Интернет.

¾ Да, я ни газет не читал, ни в Интернет не заходил, ни телевизионные программы, кроме новостных, не смотрел, и те лишь потому, что чисто по- человечески невозможно было отключиться от этой темы. Кроме того, конференция, которую мы проводили, была посвящена этим же вопросам. И не могли мы обсуждать абстрактные проблемы, когда живая история творилась буквально на соседних улицах.

¾ Вы знаете, странные вещи творились в наших СМИ. В США, когда произошла трагедия 11 сентября, вся страна сплотилась вокруг президента страны, как бы кто к нему ни относился. У нас же сразу раздалась резкая критика в адрес власти. Например, сайт АПН.Ру все эти дни клеймил Владимира Путина. И в панику он впал, и к нации сразу не обратился, и якобы признал независимость Чечни, сказав, что планы теракта разрабатывались за границей, и команду на штурм, оказывается, должен был бы дать он лично, а не руководитель оперативного штаба.

¾ По этому поводу я могу сказать две вещи. У меня нет доказательств, что сайт «АПН.Ру» принадлежит господину Березовскому, хотя, думаю, это так. Во всяком случае, люди, подобные Борису Абрамовичу, используют любые возможности для того, чтобы изменить положение дел в стране. Это, на мой взгляд, мелкая политическая игра, и я не стал бы придавать ей большое внимание. Ну, заходят на сайт «АПН.Ру», люди, которые ходят поживиться жареным.

¾ Там же опубликовано очень резкое интервью с депутатом Госдумы Виктором Алкснисом, обвинявшим власть в бессилии. Сразу после штурма Геннадий Зюганов заявил, что поддерживает действия спецслужб, но власти не доверяет и будет проводить акции протеста, приуроченные к 7 ноября…

¾ Позиция коммунистов мне понятна. Что же касается Алксниса, то мне он казался более взвешенным человеком. Правда, в эти же дни я разговаривал с Сергеем Адамовичем Ковалевым, который говорил: «Президент решил угробить 800 человек и списать их на террористов. Хорошо, что удалось убить не всех. Но в принципе он был готов. Он сделал выбор». Если рассматривать все эти претензии к власти вместе, то становится ясно: вся нецивилизованная оппозиция (назовем это так) использовала кризисный момент для сведения счетов.

При этом я могу сказать, что глубоко уважаю Сергея Адамовича Ковалева, но стиль его сегодняшнего мышления, когда что бы ни случилось, первое, что он говорит: во всем виновато государство, во всем виновата власть, на мой взгляд, этот стиль просто неадекватен.

Ситуация, которая сложилась с захватом театра, была, по-моему, совершенно очевидной: люди Бараева были готовы уничтожить все 800 заложников. Это первое. Второе: очевидно, что ситуация была объективно трудной для наших силовых структур. Я все первые часы был там: нужно было пробиваться через канализацию, чтобы как-то пустить этот газ - никаких скрытых входов, никаких подземных ходов в здание не было. Третье: впервые для решения был применен отравляющий газ, которым одновременно надо было усыпить террористов и, возможно, отравить своих граждан. Надо было сделать очень трудный выбор: не усыплять, не рисковать жизнями заложников, но тогда террористы, скорее всего, успели бы замкнуть провода и взорвать всех.

Да, погибло много людей, но, если бы этого не сделали, погибло бы еще больше. Это – простая логика событий. Поэтому осуждать людей, руководивших операцией за то, что они отдали приказ штурмовать здание, извините, невозможно.

Более того, я совершенно убежден, что те же люди, в случае гибели всех 800 заложников из-за того, что не решились на штурм, тоже обвиняли бы правительство: вот, надо было штурмовать. Сейчас они говорят, что 120 человек – это слишком много. Я понимаю: действительно много. Но тогда бы они сказали: да, убили бы 120, 200, 300, а 500 бы спасли. Я знаю этих людей: они именно так поступили бы. Поэтому, я думаю, надо просто не обращать внимания на то, что эти люди говорят.

Действительно, в данную трудную минуту нужно объединиться вокруг власти и добиться максимально спокойной оценки результатов происшедшего. Более того, любое взвинчивание страстей ведет к росту ксенофобии и фашизма в стране. И хотя Сергей Адамович Ковалев вряд ли согласится признать, что его позиция тоже к этому ведет, но это так. Когда он занимает жесткую антипрезидентскую позицию, люди с другой стороны в раздражении заходят гораздо дальше, чем могли бы зайти.

Необходима спокойная оценка: бандиты есть бандиты, а чеченцы есть чеченцы, и это разные люди. Есть разные чеченцы, и нельзя сейчас разжигать ксенофобию. Вот над этим надо работать всем вместе.

¾ А какие еще уроки необходимо извлечь из трагедии на улице Мельникова?

¾ Я должен сказать, что подобный теракт в Москве ожидался. И я не понимаю, почему его не было раньше. Сейчас боевики прижаты к стенке, и это – всплеск отчаяния. В 96-м, когда вся Чечня была занята федеральными войсками, они взяли Грозный, и война закончилась. Они предполагали, что, нанеся такой тяжелейший удар по Москве, опять выиграют войну. Им не удалось этого сделать, и, я думаю, наше общество должно согласиться: завершение этой истории было тяжелое, но удачное.

Но есть выводы, которые необходимо сделать: нельзя идти чисто силовым путем. Возможно, еще несколько лет военных действий приведут к уничтожению чеченских террористов. Но я совершенно не исключаю, что эти люди осядут в городах, и мы получим то, что переживают сейчас США: повседневного террора нет, но вдруг время от времени возникают катастрофические ситуации.

Поэтому я думаю, что, конечно, ни с каким Басаевым разговаривать нельзя, даже с Масхадовым, если он несет ответственность за последний теракт,- тоже. Но я знаю, что вокруг Масхадова есть нормальные цивилизованные люди, с которыми можно разговаривать, которых надо отрывать от бандитов, и с которыми надо вести переговоры о будущем Чечни. Ведь так же, как в России резко возросли античеченские настроения, в Чечне возросли антироссийские настроения. И это силовым путем не решить.

Надо находить авторитетных людей, которым чеченский народ доверяет, и с которыми надо договариваться, как в ХIХ веке с имамом Шамилем, о мире и об условиях выхода из этого конфликта. Одним из уроков этой трагедии стала ясность, что надо искать политического решения этого вопроса.

¾ А теперь о другом. В те же дни «Независимая газета» опубликовала статью Леонида Радзиховского, где он призывает к срочному созданию в России полицейского государств и ликвидации, как он пишет, «балагана политических свобод». России, по его мнению, нужен не «сумасшедший тиран Сталин», но хороший Пиночет. Такой вот урок извлек известный либеральный журналист из трагедии с захватом заложников.

¾ Я думаю, что это провокация, и она типична для правых. Правые призывали к тому же самому и в начале 90-х годов.

Я, правда, не убежден в эффективности демократического государства в условиях террора, войны. Режим в США стал намного более авторитарным, и сейчас, после 11 сентября, приняты меры, которые далеки от демократического романтизма, которым была насыщена Европа (да и весь Запад в целом) еще совсем недавно. Это, безусловно, так.

Но призывать к созданию у нас полицейского государства - это значит либо вообще не знать российских реалий, либо заведомо хотеть создания неэффективного государства, в котором дела будут идти еще хуже, чем идут сейчас. Я не стал бы придавать этому значения, если б такие призывы не делались авторитетными людьми в авторитетных изданиях. Хотя, конечно в этом есть и элемент истерики.

К сожалению, у нас наблюдается ухудшение общественной атмосферы, о чем я говорил раньше. Мы должны этому противодействовать. А провокационные заявления ведут только к общественному сумасшествию.

Беседовал Владимир Володин, 29.10.2002г.

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.