Сейчас на сайте

<<<  К другим материалам темы

Комментарий Вячеслава Игрунова на сайте kreml.org, 25 февраля 2003

Среди левых по моим ощущениям зреет целый слой людей, готовых создать новую привлекательную идею для России и это означает, что в ближайшее время мы можем ожидать нарастание левого электората

Те, кто голосуют за левых, - это совершенно неоднородная группа. С одной стороны понятно, что это люди пожилые, пожившие в Советском Союзе и ощущающие его своей Родиной, люди, пронизанные коммунистической идеологией и часто обиженные настоящим. Это бедные пенсионеры, люди с не очень высоким уровнем образования. Все это львиная доля коммунистического электората. Однако было бы ложным считать, что тот электорат представляет собой уходящее поколение. Очень много людей и среднего и молодого возраста исповедуют левые идеи. Им не нравится характер развития современного общества, они противостоят радикально правым взглядам наших политиков, тем, кто принимает решения, в том числе - нашему правительству.

Именно поэтому вряд ли можно надеяться, что время уничтожит электорат коммунистов. 10 лет назад говорили о том, что люди, голосующие за коммунистов, будут уходить, и соответственно, будет расти процент людей, готовых голосовать за правых. Однако если посмотреть последний опрос ВЦИОМа, то станет совершенно очевидным, что, во-первых, коммунисты сохранили свой электорат в неизменном виде (за них готовы голосовать даже больше, чем таких людей было в 93 году, в 95 году). И это означает, что этих людей достаточно. Более молодые когорты российского общества готовы голосовать за коммунистов. Иначе не объяснить такое устойчивое сохранение электората. Если мы посмотрим на совокупный потенциал правых по этим же опросам, то СПС и Яблоко имеют 13% ВМЕСТЕ. Это гораздо меньше, чем было в 93 году, и приблизительно столько же, сколько было на последующих голосованиях 95 и 99 годах. Так что упования на уход коммунистического электората абсурдны.

Более того, среди левых появляются молодые энергичные люди от 30 до 40 лет, которые сформировались как личности уже в период перестройки и которые в этот период были совершенно либерально и демократически настроены. Сегодня они переходят в разряд идеологов новой левой идеи для России. Среди левых по моим ощущениям зреет целый слой людей, готовых создать новую привлекательную идею для России. И это означает, что в ближайшее время мы можем ожидать нарастание левого электората.

Если вновь вернуться к опросу ВЦИОМа, то коммунисты здесь имеют 24%. Но вот партия под руководством Селезнева "Возрождение России" - 2 %, Российская коммунистическая рабочая партия - еще 2 %. Думаю, к левым также можно отнести Партию пенсионеров, за которую готовы голосовать еще 2%. Аграрная партия - 1 %, Партия труда… и так далее. То есть мы видим, что на самом деле левый электорат составляет в общей сложности более трети людей, которые готовы прийти на выборы. Таким образом, можно сделать вывод, что коммунисты это не только не уходящая сила, но и сила вновь нарождающаяся. Она пока не ярко прорисовывается, что позволяет правым довольно презрительно относиться к этой среде и считать, что время работает на правых, но цифры показывают прямо противоположное.

Теперь обратимся к центристам. Под ними у нас понимают не тех, у кого есть сформированная идеология, а тех, кто просто голосует за президента. Тех, у кого нет политических взглядов. Под центристами у нас подразумевают конформистов, которые готовы следовать в фарватере существующей власти. На сегодняшний день они составляют очень значительную когорту избирателей. Даже по опросу ВЦИОМа это 14%, но на самом деле к ним в значительной степени можно отнести тех, кто голосует за ЛДПР, за Народную партию, и т.д. Хотя их на сегодняшний день вдвое меньше, чем сторонников коммунистов, но среди тех, кто затруднились с ответом (а таких 20 %) наверняка очень много людей, которые поддержат эту центристскую составляющую. Вместе она конечно, меньше, чем сумма левых, но так или иначе она близка к этому. Поэтому я условно мог бы разделить всех избирателей на три части. Две мощные - это коммунисты и конформисты, и третья часть - все остальные. Но все остальные - это очень разные избиратели, с одной стороны это люди настроенные националистически, это патриоты. Они часто скрываются под псевдонимами, часть из них есть среди избирателей ЛДПР, но гораздо больше их среди избирателей РНЕ, которое подросло невиданным образом. Если несколько лет назад РНЕ составляло десятые процента по популярности, то сегодня они составляют 2%. Другое дело, что не существует ярко выраженных политических лидеров у этого направления, во всяком случае, им не дают проявиться на экранах телевизоров и власть делает все, чтобы аккумулировать таких людей на избирательных "счетах" Жириновского. Поэтому мы не видим достаточно выраженной такой категории, но я думаю, что она, может быть, достигает даже 10% населения.
Дальше есть те, кого действительно можно назвать центристами. Это люди, которые исповедуют с одной стороны, рыночную идеологию, а с другой стороны, в известном смысле очень осторожно относящиеся к наследию прошлого. Такие люди, безусловно, есть. Их можно обозначить как "Социал-демократическая партия Горбачева", отчасти это Союз людей за образование и науку (СЛОН), здесь можно называть еще несколько партий, в том числе и "Яблоко". В совокупности они получают не так много голосов. По опросу ВЦИОМа, это может быть 5-6% голосов, а если учитывать голоса "Яблока", то еще больше. Они существуют и при определенных условиях могут быть аккумулированы в достаточно крупную избирательную силу.

Можно еще выделить правых радикалов. Совсем радикальные правые сегодня вообще не пользуются никакой поддержкой ни одной сколь-нибудь заметной политической силы, которая когда бы то ни было была на слуху, людей типа Борового или Новодворской, - всего этого сегодня вообще нет в общественном сознании. Даже Либеральная Россия, которая не сходила с экранов телевизоров долгое время, пользуется нулевой поддержкой избирателей. Единственным из достаточно радикально правых сил представлен СПС, который имеет 5% голосов. Таким образом, можно сказать, что весь российский политический спектр сильно сдвинут влево по сравнению с тем, что было еще 5 или 6 лет назад, не говоря о 10-15 годах. 10-15 лет назад, конечно, представительство правых было очень внушительным, оно было более трети. Сегодня радикально правых, даже вместе с центристами вряд ли превышают 15-20% процентов, причем 20% - это очень оптимистическая оценка.

Если мы попытаемся описать сегодняшних сторонников Путина, то для этого надо было бы описать российского гражданина. Российский гражданин как таковой - этот тот, кто голосует за Путина. Три четверти российских граждан сегодня готовы голосовать за нынешнего президента, поэтому портрет среднего россиянина - вот вам портрет избирателя Путина. Гораздо легче описать тех, кто за него НЕ будет голосовать. За него не будут голосовать радикально левые. Причем это касается не столько пенсионеров для традиционно коммунистического электората, которые частично обязательно будут голосовать за Путина, и не столько людей, которые испытывают ностальгию по советскому прошлому, потому что часть из них будет голосовать за Путина, и не столько это касается тех людей, которым не нравится демократия, потому что часть из них опять-таки будет голосовать за Путина. Скорее всего, НЕ будут голосовать за Путина идеологические левые, они составляют не такую уж значительную часть у коммунистов, поэтому они не в состоянии увлечь за собой всех левых, и часть из них уйдет к Путину. Но, тем не менее, они представляют собой очень значительную когорту. Думаю, что в абсолютном измерении 14-15% избирателей - это и старые и новые левые, окрыленные идеализмом. С одной стороны, верой в то, что Советский Союз был если не земным раем, то лучшим государственным устройством на земле, или те люди, которые считают, что наступление современного капитализма - это катастрофа для страны, и ищут новую утопию.

Вслед за ними, не будут голосовать и средние россияне, которые при других обстоятельствах были бы готовы голосовать за Путина, но традиционно не изменят своей политической партии. Это просто проблема лояльности к своей партии, которую не поддерживали на думских выборах. Поэтому я думаю, что вряд ли Путину удастся вырваться за пределы той популярности, которую он имеет сейчас, столько людей, сколько ему симпатизируют сейчас, столько и проголосуют на выборах. Есть еще и люди в либерально-демократической части спектра, которые не будут голосовать за Путина. Это люди, приверженные идеалам демократии, для которых многое из того, что происходит здесь, есть нарушение демократического порядка, установление авторитарного строя, проникновение силовиков в структуры власти, нарушение прав человека и т.д. Скорее всего, таков портрет людей, которые НЕ будут голосовать за Путина. Их гораздо меньше, чем в левой части спектра, но 5-10% населения они вполне могли бы составить. В совокупности левые и правые составляют основное ядро тех, кто не будет голосовать за Путина. Конформисты будут за Путина голосовать практически все. За Путина также будут голосовать радикальные русские националисты. Все-таки в Путине воплотилась идея о российской державности с одной стороны, с другой стороны - с ним по-прежнему связывают готовность к силовому решению многих проблем.

 

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.