Сейчас на сайте

Интервью В.Игрунова корреспонденту ТВЦ. 15 июня 2005 г.

«Правое» движение в сегодняшней России

Корр.: Все праволиберальные силы мечтали о каком-то союзе перед выборами, которые будут в 2008 году – сначала парламентскими, потом президентскими. И перед этим съездом СПС даже Явлинский говорил, что если Стариков победит, то тогда можно объединиться. Но победил Белых, и этот миг надежды как бы растаял. Как Вы видите эти процессы?

Игрунов: Во-первых, никаких шансов у Старикова победить в этом соревновании не было. Безусловно, если можно говорить о некоем противостоянии Немцова и Чубайса, то совершенно невозможно говорить о противостоянии радикалов умеренной части СПС. Радикалы составляют ничтожное меньшинство, и у Старикова не было никаких шансов победить. И, безусловно, Явлинский это знал, тем более, после того, как Немцов и Чубайс договорились о компромиссном варианте, когда Белых становится председателем партии, а его заместителем Гозман, который и будет фактически реально решать все проблемы. Именно поэтому Явлинскому было очень удобно заявить о том, что, в случае победы Старикова, «мы можем объединяться». Это беспроигрышный вариант. Всегда о несбыточном варианте можно сказать, что «он нам подходит». Таким образом, можно немножко ослабить представление о несговорчивости Явлинского. Хотя, конечно же, вслед за этим никаких результатов ждать не следовало. Так что Явлинский просто сделал беспроигрышный пиарный шаг, за которым не следовали никакие обязательства.

Теперь об объединении «правых». На мой взгляд, у СПС есть технологии, которые позволят им добиться победы и уж, по крайней мере, на равных конкурировать с «ЯБЛОКОМ» за «правую» нишу. Более того, очевидно, что «ЯБЛОКО» становится все более «левым», и в этом смысле отдельная ниша для СПС появляется. Правда, угрозой для этой партии явилось бы появление партии Владимира Рыжкова и Михаила Задорнова. Но после того как Михаил Задорнов принял предложение уйти в бизнес, партия Владимира Рыжкова, на мой взгляд, не может состояться как сколь-нибудь влиятельная партия на политической сцене, и в этом смысле уже сегодня говорить о серьезной конкуренции с СПС пока не приходится. Хотя, кто знает – может быть, здесь на базе Республиканской партии может возникнуть какая-то новая конфигурация…

Что касается Явлинского, то Явлинский принципиально не способен объединиться ни с кем, кто по уровню был бы близок к нему, а любое объединение, кого бы он ни приглашал к себе – «зеленых», правозащитников, «солдатских матерей» - обществом не будет восприниматься как обновление «ЯБЛОКА», и, конечно же, не будет восприниматься как объединение демократов. Эти партии пойдут порознь, и в этом смысле никакого успеха на парламентских выборах ожидать ля них не приходится.

Корр.: Но есть ли за всем этим какая-то стратегическая идея?

Игрунов: Разумеется, никакой стратегической идеи за этим не существует – если не считать стратегической идеей такую мысль: «ЯБЛОКО» имеет больше 50 тыс. человек, оно точно будет зарегистрировано, с 1-го января следующего все умрут, остальные понабегут к ним, и они вперед на выборы! Это, конечно, не стратегия, и даже не тактика, а мелкие технологические соображения. Под стратегией я понимаю замысел для России, что новая партия может внести в политику, в реальное движение России в будущее. Ничего подобного ни у кого из «правых» нет. Но, самое главное, и это я хотел бы подчеркнуть, что в таком же состоянии пребывает весь политический спектр. Это не беда только «правых». Поэтому сегодня реализуются лишь технологические проекты с неплохим менеджером и с большими финансовыми ресурсами. Никакого стратегического проекта ни у одной из политических партий, имеющихся на горизонте, нет.

Корр.: Может быть, такой стратегический замысел есть у Кремля? Может быть, Кремль имеет какие-то более весомые взгляды на Чубайса? Может быть, произойдет отделение какой-то части СПС и присоединение к «правому» крылу «Единой России»?

Игрунов: Чубайс сохраняет статус общероссийского аллергена. И в этом смысле, я совершенно убежден, что в Кремле нет никаких планов на Чубайса как на лидера «правого» движения, но вполне возможно, что если будет формироваться «правое» крыло «Единой России», то Чубайс мог бы привести свою часть СПС в это движение, поскольку Чубайс сохраняет имидж «гениального менеджера», который может помочь становлению новой политической партии. Хотя опыт показал, что политическим технологом гораздо более высокого класса является Сурков и ему помощники в виде Чубайса не нужны. Тем не менее, такой вариант может иметь место, допустим, в планах Суркова. Но у меня складывается впечатление, что в Кремле тоже нет никакого ясного плана относительно «правого» крыла общественного движения. Мне кажется, что к «правому» крылу, конечно, многие в Кремле тяготеют – не случайно такой подъем есть у «правых» изданий, например, «Эксперта», у «правых» политиков: «правые» люди приходят в администрацию президента… Т.е. в Кремле «правый» замысел есть, но никаких реальных очертаний сегодня не существует.


Недавние публикации по теме:

  • «Если создать коалицию на одном фланге демократического поля, то второй автоматически отпадает…». Комментарий В.Игрунова для агентства "Маркетинг и консалтинг", 8 июня 2005.

  • Cегодня налицо кризис партий. Комментарий В.Игрунова для портала "Новая политика".


  • Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

     

    Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
    Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.