Сейчас на сайте

Раздел Экономика

1982 год

Константинов В.М., канд.физ.-мат.наук,
зав.сектором НИЭИ при Госплане СССР
Найшуль В.А., старший научный сотрудник НИЭИ
при Госплане СCСР

 

ПЛАНИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
НА ОСНОВЕ КОЛХОЗНО-БРИГАДНОГО ПОДРЯДА

 

См. заметки Вячеслава Игрунова по поводу этой статьи

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Исходные положения

2. Особенности планового управления сельским хозяйством

3. Концепции построения системы планирования закупок сельскохозяйственных продуктов

4. Колхозно-бригадный метод организации сельскохозяйственного производства

Выводы

Заключение

 

ВВЕДЕНИЕ

Отмечая достижения социалистической экономики СССР за сравнительно короткий период исторического развития, в отчетном докладе ЦК КПСС XXY съезду КПСС подчеркивается: "Никогда еще наша страна не обладала таким мощным экономическим и научно-техническим потенциалом. Никогда у нас не было такой огромной армии квалифицированных кадров. Никогда мы не опирались на столь богатый опыт хозяйственного строительства, творчески осмысленный обобщенный партией. Все это - бесценный капитал, созданный героическими усилиями советского народа, руководимого ленинской партией. Мы с вами, товарищи, в ответе за то, как распорядиться этим капиталом, как полнее реализовать гигантские новые возможности, которые позволяют ставить перед страной невиданные по размаху задачи".

Народное хозяйство СССР в настоящее время производит десять миллионов различных наименований продукции, причем наиболее интенсивный рост многообразия производимых изделий приходится на последние годы. Указанная тенденция, обусловленная требованиями научно-технического прогресса и социально-экономического развития, сохранит свое основополагающее значение и в перспективном периоде.

Рост многообразия продукции и условий ее производства порождает неуклонный рост количества и насыщенности межхозяйственных и межотраслевых связей. Резко увеличивается сложность экономической системы, значительно возрастает нагрузка на существующую систему планового управления, призванную контролировать процессы межотраслевого и межхозяйственного взаимодействия и обеспечивать эффективное распределение ресурсов. Информационный взрыв, о различных проявлениях которого сообщается в многочисленных научных и популярных публикациях, затрагивает прежде всего систему планового управления. Возрастание сложности управления экономикой ставит перед трудными задачами как органы управления, так и руководимые ими промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Соответствующее совершенствование системы планового управления путем непосредственного расширения системы норм и нормативов и увеличения количества управляющих воздействий на экономику страны оставляет все еще нерешенным ряд вопросов, связанных со стимулированием хозяйственной инициативы предприятий, внедрением достижений научно-технического прогресса, полным испольованием ресурсов для решения поставленных задач. С другой стороны, развитие хозрасчетных отношений между предприятиями и ведомствами зачастую приводит к проявлению хозяйственной инициативы, противоречащей требованиям развития народного хозяйства. Таким образом, проблема роста сложности управления должна найти адекватное отражение в мероприятиях по совершенствованию народнохозяйственного планирования.

С точки зрения сложности планового управления, в наиболее выгодном положении находятся отрасли, в которых:

- ассортимент продукции относительно невелик и не подлежит постоянному пересмотру;

- невелико число предприятий;

- производство продукции происходит в одинаковых неменяющихся условиях;

- на продукцию предъявляется постоянный спрос;

- стабилен круг поставщиков.

В наибольшей степени этим требованиям соответствуют отрасли тяжелой и добывающей промышленности. Наибольшие успехи в развитии народного хозяйства должны приходиться и приходятся именно на эти отрасли.

В гораздо меньшей степени этим требованиям соответствуют сельское хозяйство (большая изменчивость природно-климатических условий), отрасли, производящие товары широкого потребления, торговля, отрасли бытового обслуживания населения (большой ассортимент и значительные колебания спроса), а также производство в рамках отраслей тяжелой промышленности и машиностроения мелкосерийных деталей, запасных частей и т.д.

Таким образом, существует довольно очевидная, прямая связь между успехами отраслей и подотраслей народного хозяйства и сложностью управления этими отраслями. Следовательно, резервы повышения эффективности необходимо искать именно в методах организации построения процесса планирования и управления теми отраслями, которые характеризуются максимальной сложностью управления. Такой подход позволяет значительно уменьшить информационную нагрузку на аппарат управления и повысить эффективность плановой работы.

На XXY съезде КПСС в отчетном докладе ЦК КПСС подчеркивалось: "Дальнейший подъем сельского хозяйства партия рассматривает как важнейшую общегосударственную задачу. В ее решение должны внести достойный вклад все отрасли экономики". В данной работе основное внимание уделяется поиску путей совершенствования планового управления и повышению его эффективности в деле развития сельского хозяйства.

Проблема резкого увеличения сельскохозяйственного производства не потеряла своей актуальности и в настоящее время. Достигнутые успехи в реализации долговременной программы больших капитальных вложений и увеличения доходов сельского населения должны привести к качественным сдвигам в области интенсификации и эффективности сельскохозяйственного производства. Темпы роста сельскохозяйственного производства последние годы примерно совпадают с темпами роста населения, что сдерживает рост уровня жизни населения, оказывает негативное влияние на все отрасли народного хозяйства.

Ускоренное развитие сельского хозяйства позволит успешно решить целый ряд внутренних и международных социально-экономических и политических задач.

 

1. Исходные положения

В процессе разработки государственных плановых заданий принимают участие различные подразделения и органы системы планирования и управления (относящиеся к отрасли "Управление" и соответствующим подотраслям "Хозяйственное управление отраслью" согласно отраслевой классификации народного хозяйства). По мере агрегирования экономических данных о потребностях и возможностях предприятий, министерств и ведомств, союзных республик и отдельных экономических районов (движение "снизу вверх") и дезагрегирования директивных или исходных заданий по соответствующим административно-хозяйственным единицам (движение "сверху вниз") формируются в явном или неявном виде встречные требования различных административно-хозяйственных единиц. Принятию решений в системе планирования и управления предшествуют многочисленные циклические процедуры согласования указанных требований. Основополагающим методом согласования противоречивых встречных требований по различным разрезам плана является балансовый метод народнохозяйственного планирования. По мере усложнения народного хозяйства усложняются также процессы принятия плановых решений, в том числе процедуры согласования и способы балансовой увязки плановых заданий. Возникающая специализация плановых работников приводит к многократному увеличению процедур согласования по объемам производства, по ценам, по капитальным вложениям и т.д. Как следствие происходит замедление процесса принятия решений, они становятся зачастую менее эффективными, возникают объективные условия для несбалансированности и "разрывов" по различным разрезам плана и возникнования общей тенденции падения эффективности удельных расходов различных видов ресурсов и,в частности, падения эффективности удельных расходов ресурсов на развитие сельского хозяйства. Трудности проведения большого числа полных циклов согласования ("снизу вверх" и "сверху вниз") приводят на практике к проведению сокращенных процедур согласования, происходящих на верхних уровнях без непосредственного участия предприятий. Таким образом, предприятие как бы отторгается от участия в плановом процессе, что приводит к снижению материальной заинтересованности в увеличении количества и улучшении качества выпускаемой продукции. Для устранения указанных недостатков, как правило, применяется развернутая система норм и нормативов, в которой достаточно сложная информация о производственных возможностях предприятия или отрасли заменяется набором эталонных показателей, разработанных для данного вида экономических объектов. К сожалению, выработка нормативов для предприятия или отрасли без одновременного учета всех его возможностей и всех потребностей народного хозяйства (такой учет невозможно осуществить из-за сложности народного хозяйства) приводит на практике к преобладанию ведомственных интересов над требованиями развития народного хозяйства в целом. Возникают условия для ослабления управляемости народным хозяйством.

Многих из указанных трудностей можно избежать путем построения системы планирования, обеспечивающей ускорение принятия плановых решений и полноправное, ответственное участие исполнителей (в первую очередь, предприятий) в плановом процессе от начала до конца разработки плана.

Предлагаемая ниже методика планирования сельскохозяйственного производства использует двухзвенную систему, состоящую из центрального и территориальных (в зависимости от размеров территории областных, республиканских или краевых) органов планирования и управления. Ускоренные разработка и согласование плановых заданий в соответствии с приведенной ниже методикой осуществляются при активном участии сельскохозяйственных предприятий, что увеличивает их материальную заинтересованность и ответственность за принятие плановых решений, способствует максимальной отдаче сельскохозяйственных предприятий и в конечном итоге, увеличению производства сельскохозяйственной продукции - одного из главных факторов повышения народного благосостояния.

 

2. Особенности системы планового управления сельским хозяйством

Фундаментальное, основополагающее постановление мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и последующие постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии сельского хозяйства сыграли важную стимулирующую роль в увеличении сельскохозяйственного производства, укреплении его материально-технической базы, дальнейшем улучшении благосостояния работников сельского хозяйства. Претворение указанных постановлений в жизнь требует напряженных усилий работников плановых органов по совершенствованию планового управления и увеличению эффективности сельскохозяйственного производства.

Сложность планового управления сельским хозяйством определяется совокупным действием разнообразных факторов. Следующие из них являются наиболее важными:

1. Сильная изменчивость природно-географических и климатических условий сельскохозяйственного производства во времени и в территориальном разрезе.

2. Значительное количество (около пятидесяти тысяч) предприятий сельского хозяйства с различными формами организации и нормативными требованиями к их функционированию.

3. Громадное количество связей (сотни тысяч) с предприятиями других отраслей народного хозяйства.

4. Значительная доля продукции личных подсобных хозяйств в общем объеме сельскохозяйственного производства.

С достаточной степенью условности можно выделить три основных направления совершенствования планирования и управления сельскохозяйственным производством:

- нормативное, связанное с совершенствованием норм и нормативов;

- "хозрасчетное", связанное со стимулированием хозяйственной инициативы сельскохозяйственных предприятий;

- вспомогательное, связанное со стимулированием сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах.

На практике указанные направления взаимодействуют, определяя системный, комплексный характер воздействия на социально-экономические процессы развития сельского хозяйства. Проведение в жизнь каждого из этих направлений ставит перед управлением народным хозяйством ряд проблем. Нормативный подход в условиях резкой дифференциации между хозяйствами, вызванной природно-географическими условиями, наталкивается на значительные трудности при определении напряженных плановых заданий. Эти трудности в сильной степени усугубляются изменчивостью погодных условий. Задания, напряженные для хозяйств в одних условиях, становятся чрезмерно легкими в других и наоборот. Зависимость урожая от поставок минеральных удобрений и техники сельскохозяйственному предприятию так же увеличивает трудности нормативного планирования.

Хозрасчетный подход к совершенствованию управления сельскохозяйственными предприятиями в ряде случаев вызывает сложности при согласовании проявляемой хозяйствами инициативы с общегосударственными нормативными требованиями к сельскохозяйственному производству.

Ряд дополнительных проблем обусловлен взаимодействием отличающихся по условиям функционирования личного подсобного хозяйства и общественного сектора сельскохозяйственного производства. Различия в ценообразовании и условиях производства в личном подсобном хозяйстве и общественном секторе порождают известные трудности в обоих секторах сельского хозяйства.

Предлагаемые ниже мероприятия по совершенствованию управления сельским хозяйством органически соединяют в себе нормативный и хозрасчетный аспекты планирования, обеспечивают сбалансированное участие работников в обоих секторах сельского хозяйства, создавая экономические условия для повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Основополагающими в предлагаемом комплексе мероприяий по совершенствованию планирования являются:

1) интегрированная с исполнителями система планирования государственных закупок сельскохозяйственных продуктов;

2) колхозно-бригадный метод организации сельскохозяйственного производства.

 

3. Концепции построения системы планирования закупок сельскохозяйственных продуктов

Предполагаемая методика планирования сельскохозяйственного производства опирается на двухзвенную систему управления, состоящую из центрального планирующего органа и территориальных планово-производственных конференций. В зависимости от размера территории планово-производственные конференции являются областными, краевыми или республиканскими.

В процессе планирования сельскохозяйственного производства ведущая роль принадлежит центральному плановому органу, который определяет нормативные требования к сельскохозяйственному производству и осуществляет общесоюзное управление сельским хозяйством с целью достижения поставленных нормативов.

Территориальные планово-производственные конференции, проводящие свою работу под руководством и при участии работников планирующих организаций, объединяют в своем составе руководителей сельскохозяйственных предприятий и выявляют возможности производства сельскохозяйственных продуков на предприятиях территории.

Процесс планирования осуществляется, как и в существующей практике, путем проведения циклического согласования ("сверху вниз" и "снизу вверх") государственных требований к сельскохозяйственному производству и производственных возможностей сельскохозяйственных предприятий.

Принципиальная новизна предполагаемой системы заключается в непосредственном объединении исполнителей плановых заданий (руководителей сельскохозяйственных предприятий) с плановыми работниками в самом процессе циклической, итерационной разработки проекта плана. Способ организации согласования в системе обеспечивает оптимальное сочетание хозяйственной инициативы и ответственности с общегосударственными нормативными требованиями.

На предварительном этапе с помощью действующей в настоящее время методологии планирования определяются контрольные цифры производства сельскохозяйственных продуктов и контрольные цифры материально-технического снабжения. Каждый последующий цикл разработки плана состоит из двух этапов. Опишем общие принципы работы органов управления на каждом этапе.

На первом этапе ("сверху вниз") в центральном плановом органе определяются исходные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, а также предварительные цены на определенную группу материально-технических средств. Полученная информация доводится до сведения участников планово-производственных конференций.

На втором этапе ("снизу вверх") по заданым из центрального планового органа ценам руководители сельскохозяйственных предприятий - участники конференций сообщают предполагаемые объемы производства выбранных ими продуктов и потребности в материально-техническом снабжении. По результатам сообщений руководителей сельскохозяйственных предприятий формируется суммарный территориальный план-заявка на закупку сельскохозяйственной продукции и материально-техническое снабжение, который затем передается в центральный плановый орган.

В центральном плановом органе территориальные планы-заявки используются для подготовки аналитического сводного плана-заявки, осуществляется сопоставление заявочных показателей и контрольных цифр, проводится необходимая аналитическая работа. Если по сравнению с контрольными цифрами в сводном плане-заявке содержатся повышенные, неизменные или заниженные значения объемов закупаемых продуктов сельского хозяйства, то цены на это продукты, соответственно, понижаются, остаются неизменными или повышаются. Аналогично осуществляется процесс корректировки цен в указанной группе материально-технических средств.

В итоге разрабатывается новый вариант плановых цен, обеспечивающих (по мнению разработчиков плана) согласование контрольных цифр и планов-заявок по объемам закупок сельскохозяйственных продуктов и материально-техническому снабжению. Результаты расчетов передаются территориальным планово-производственным конференциям.

В результате циклического, итерационного повторения описанного цикла расчетов осуществляется разработка окончательного проекта плана закупок сельскохозяйственных продуктов и материально-технического снабжения в территориальном разрезе, сбалансированного по натуральным и стоимостным показателям объемов производства и ценам. Анализ разработки народнохозяйственных планов показывает, что обычно для практики достаточно небольшого числа подобных циклов для выработки окончательного варианта плана. Поэтому предлагаемая методщика позволит провести необходимые расчеты по разработке проекта плана в короткое время.

Окончание согласований и утверждение государственного плана завершается подписанием соответствующих плановых соглашений - заданий о закупке сельскохозяйственных продуктов. В плановые соглашения могут включаться дополнительные требования к срокам поставки, качеству продукции т .д.

Описанные планово-производственные конференции целесообразно проводить два раза в год: перед началом и после завершения сельскохозяйственного сезона. Разработка плана сельскохозяйственного производства осуществляется перед началом сезона; закупки излишков сельскохозяйственных продуков у предприятий, расчеты ожидаемого выполнения плана осуществляются после завершения сезона.

Изменения закупочных цен в системе планирования сельскохозяйственного производства не должны отражаться на планировании розничных цен. Такой подход позволит активизировать сельскохозяйственное производство, сохраняя существующую политику в области роста народного благосостояния.

 

4. Колхозно-бригадный метод организации сельскохозяйственного производства

Описанная выше методология разработки планов предоставляет значительные возможности для хозяйственного маневра. Важно поэтому создать такие условия работы, чтобы возрастание возможностей хозяйственного маневрирования сопровождалось соответствующим ростом социально-экономической индивидуальной и коллективной ответственности работников сельскохозяйственных предприятий. Этой цели отвечает метод колхозно-бригадного подряда, который, сохраняя возможности для хозяйственной инициативы, резко увеличивает ответственность сельскохозяйственных работников за все составляющие компоненты их деятельности. Идеи колхозно-бригадного подряда соответствуют общему направлению последних мероприятий по совершенствованию работы сельскохозяйственных предприятий (бригадная специализация, хозрасчет и т.д.).

Организационная сущность метода колхозно-бригадного подряда заключается в административном делении сельскохозяйственного предприятия на относительно небольшие бригады (примерно 10-20 человек), выполняющие определенные производственные или вспомогательные функции. Это могут быть, например:

- полеводческие бригады с закрепленными за ними участками земли, техникой и т.п.;

- животноводческие бригады с необходимыми видами фондов;

- ремонтно-снабженческие бригады;

- другие функционально-специализированные бригады.

За каждой бригадой закрепляется определенный участок работы с соответствующим выделением имеющихся на предприятии фондов для обеспечения определенного уровня самостоятельности, работоспособности и мобильности. Главным принципом организации колхозно-бригадного подряда является принцип ответственности бригад и сельскохозяйственных предприятий, распространяющийся как на выполнение ими плановых заданий по росту сельскохозяйственного производства, так и на содержание находящихся в их распоряжении фондов. Этому принципу отвечают небольшие размеры бригад, обеспечивающие наглядную сопоставимость и явную оценку результатов труда каждого работника.

В области выполнения плановых заданий ответственность бригады закрепляется на стадии подписания плана. План сельскохозяйственного предприятия, подписанный его руководителем, формируется из плановых заданий бригад и в таком виде является документом, по которому государством осуществляется прием и оплата продукции. Каждая бригада несет полную ответственность за невыполнение своего плана. Предприятие оказывает содействие бригадам в их производственной деятельности, служит посредником в использовании денежных средств бригад на закупку необходимых (по их усмотрению) видов производственных товаров.

Принцип материальной ответственности должен учитывать требования долговременных улучшений на каждом участке работы, обеспечивать активность в сохранении и улучшении производственных фондов, стимулировать производственные накопления бригад. Целесообразно поэтому в бригадах ввести материальную ответственность за фонды, подобную существующей в жилищно-строительной кооперации. В этом случае увольняющийся работник получает денежную выплату, пропорциональную его индивидуальному трудовому вкладу в общий прирост фондов бригады. Дополнительным стимулом к проведению производственного накопления в бригадах может явиться активная налоговая политика. С помощью различий в нормативах налогообложения государство может контролировать и стимулировать то или иное направление использования денежных средств бригады. Предоставление налоговой скидки за повышенный норматив использования денежных средств бригады на развитие производственных фондов будет стимулировать активное производственное накопление в бригадах.

Отдельного рассмотрения требует проблемы материально- технического снабжения и поддержания устойчивого товарно-денежного равновесия в период проведения предлагаемых экономических мероприятий. В данной работе ограничимся некоторыми общими замечаниями по указанным вопросам.

Проведение новых экономических мероприятий в народном хозяйстве всегда связано с проблемами нормальной работы различных хозяйственных объектов в меняющихся условиях функционирования.

В условиях предлагаемых мероприятий по совершенствованию планирования сельскохозяйственного производства определенная нагрузка накладывается на материально-техническое снабжение, являющееся связующим звеном между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства. В соответствии с направленностью предлагаемых мероприятий целесообразно бригадам, достигшим больших производственных успехов, предоставлять возможности быстрого приобретения сельскохозяйственного инвентаря, техники, удобрений, строительных материалов и т.п. Определенных успехов в этой области можно было бы добиться путем введения цен бездефицитной торговли некоторыми производственными товарами, необходимыми для ускоренного роста сельскохозяйственного производства. С этой целью лимиты фондов производственных товаров, запланированные для использования в сельском хозяйстве, должны распределяться по периодически корректируемым, общесоюзным ценам, не допускающим образования дефицита. Для более быстрой и надежной поставки производственных товаров, имеющихся в достаточном количестве, возможно потребуется некоторая реорганизация материально-технического снабжения сельского хозяйства.

Исходя из накопленного опыта (экспериментальная организация гарантированного комплекса снабжения колхозов и совхозов запасными частями и ремонтными материалами, централизованная доставка материально-технических средств на условиях франко-хозяйство потребителя, организация децентрализованных закупок некоторых видов ресурсов, апробирование различных форм организации материально-технического снабжения и их взаимодействия и т.д.) с учетом специфики материально-технического снабжения, необходимо отобрать наиболее целесообразные экономические решения, позволяющие сочетать централизованную плановую дисциплину с децентрализованной, местной хозяйственной инициативой и ответственностью.

С целью рационального покрытия доходов сельского населения возможно использование более гибких форм организации торговли товарами народного потребления и предоставления услуг. Потенциальные возможности увеличения доходов можно компенсировать внедрением принципов бездефицитной торговли на некоторые товары и услуги, пользующиеся повышенным спросом у сельского населения, усилением приоритетности покрытия спроса сельского населения отдельными дефицитными товарами и услугами (в настоящее время ряд дефицитных товаров и услуг используется для целей премирования передовиков сельского хозяйства). По нашему мнению, распространение положительного опыта, активный поиск новых форм организации торговли на селе обеспечит устойчивость предлагаемых экономических мероприятий и в части покрытия доходов сельского населения.

 

Выводы

Остановимся кратко на ожидаемых результатах описанной выше системы планирования и управления сельскохозяйственного производства. Выделим следующие наиболее важные результаты:

1. Предлагаемая система объединения исполнителей и разработчиков плановых заданий с помощью территориальных планово-производственных конференций гарантирует, что сельскохозхяйственные предприятия, представляющие интересы бригад, обязуются в рамках плановых заданий произвести требующееся количество сельскохозяйственных продуктов.

2. В рамках системы каждая бригада максимиально заинтересована в выполнении и перевыполнении плана поставок сельскохозяйственной продукции. Особенно эффективным будет производство продукции в неурожайные годы, когда осенние цены на продукцию будут более высокими. Это позволит государству максимизировать закупку сельскохозяйственных продуктов в неурожайные годы. В урожайные годы при относительно низких ценах государство получает значительный выигрыш экономики средств на закупку сельскохозяйственных продуктов.

3. Стимулирование производственного накопления в бригадах обеспечивается тем, что:

а) каждый член бригады при увольнении может получить соответствующую долю денежных средств, затраченных на производственное накопление;

б) вкладывая денежные средства в производство, бригада стремится к увеличению эффективности накоплений и соответствующему росту денежных доходов в последующие годы;

в) бригада, не вкладывающая средства в производство, рискует стать отстающей; в этом случае при повышении эффективности хозяйствования в других бригадах и последующем понижении закупочных цен бригада не получит достаточного количества денежных средств (доходов);

г) система налоговых нормативов обеспечивает стимулирование бригад, осуществляющих обширные программы продовольственных накоплений.

4. Эффективно работающая бригада в рамках системы бездефицитного снабжения быстро получает товары, необходимые для расширения производства.

5. Так как каждая бригада будет стараться продать свою продукцию, то государство может извлечь выгоды дополнительные, увеличив требования к качеству и срокам поставки сельскохозяйственных продуктов. При этом бригады будут стремиться к качественному хранению продукции в самих сельскохозяйственных предприятиях, уменьшая тем самым сезонные пики в работе заготовителей. По аналогичным причинам бригады будут стремиться к уменьшению потерь при перевозках сдаваемой продукции.

6. Свойство "самосбалансированности" предлагаемой интегрированной системы планирования сельскохозяйственного производства гарантирует достаточный уровень взаимной защиты как разработчиков (планирующие органы), так и исполнителей (сельскохозяйственные предприятия). Завышенные и заниженные значения цен (ошибки плановых работников) вызывают чрезмерные отличия соответственно, в сторону повышения и понижения заявочных объемов от требующихся объемов производства сельскохозяйственных продуктов. Центральный плановый орган оперативно принимает необходимые решения о корректировке цен. Конечные плановые цены, являющиеся в силу особенностей механизма корректировки цен объективно-обусловленными оценками необходимых затрат ресурсов, соответствуют условиям плановой сбалансированности.

7. Свойство интегрированности предлагаемой системы планирования обеспечивает условия, необходимые для оптимального развития и сочетания интересов и требований комплексности плановых заданий предприятий, территориальных и отраслевых разрезов плана.

8. Метод колхозно-бригадного подряда позволяет улучшить условия для достижения оптимального сочетания затрат производственных и трудовых ресурсов.

9. Система согласуемых закупочных и стабильных розничных цен, мероприятия по стимулированию производственного накопления гарантирует выполнение условий стабильности товарно-денежных отношений.

Применение предлагаемой системы планирования сельскохозяйственного производства на основе колхозно-бригадного подряда не приводит к ускоренному росту денежной массы и инфляции. Центральный плановый орган начинает изменения с некоторого нижнего уровня контрольных цифр по закупочным ценам и стимулирует активность в принятии повышенных плановых заданий по производству уже при нижней границе закупочных цен, обеспечивающих привычный уровень дохода, идущих на потребление. Стимулирование производственного накопления является дополнительным фактором сдерживания возможных расходов на потребление. В то же время распределение значительных объемов капитальных вложений за счет доходов бригад позволит резко повысить их эффективность, так как определенные преимущества получат бригады с хорошо организованным производством. Рост производства вызовет повышение возможностей удовлетворения платежеспособного спроса на сельскохозяйственную продукцию, ускорит дальнейшее сближение материальных и культурно-бытовых условий жизни города и деревни.

10. Отличительной особенностью системы планирования сельскохозяйственного производства на основе колхозно-бригадного подряда является преемственность и устойчивость предлагаемых экономических мероприятий. Нормативное функционирование системы обеспечивается в сложившейся структуре плановых органов. Устойчивость системы гарантируется возможностью полного нормативного контроля всех мероприятий. Проведение одного мероприятия не вызывает необходимости проведения мероприятий до принятия окончательного решения о необходимом направлении последующих изменений системы планирования. На начальном этапе особенно большое значение может иметь возможность проведения планово-производственных конференций для определения некоторых важных для практики расчетных показателей до детальной разработки последующих мероприятий и принятия решения об изменениях в организации системы планирования сельскохозяйственного производства.

 

Заключение

Перестройка управленческой структуры и методов плановой работы, сложившихся методов хозяйствования - весьма сложное дело. В отчетном докладе ЦК XXY съезду КПСС тов.Л.И.Брежнев подчеркивал: "Не семь, как принято говорить, а восемь или даже десять раз нужно тут примерить, прежде чем отрезать. Но если уж мы примерили, если мы поняли, что непрерывно развивающемуся народному хозяйству стало тесно в рамках существующего хозяйственного механизма, то его надо решительно совершенствовать. Это прямая обязанность Совета Министров, Госплана, центральных хозяйственных органов. Подготовка предложений по этим вопросам становится неотложным делом. Тем более, что меры по улучшению руководства экономикой мы вправе, мало того - мы должны, рассматривать как важнейший резерв, использование которого поможет дать эффект уже в ближайшем будущем".

Успех и неудача в этой сложной работе тесно связаны с ответственностью и инициативой всех уровней и звеньев народного хозяйства. Добиться успеха в развитии сельскохозяйственного производства за кратчайшее время - нет более почетной и важной задачи для всего советского народа в области обеспечения прочного фундамента дальнейшего роста народного благосостояния, развития общественного производства, укрепления обороноспособности нашей Родины. Успешное решение проблем планирования сельскохзозяйственного производства - залог дальнейших успехов в деле совершенствования планирования и повышения эффективности работы всех уровней и звеньев народного хозяйства.

Предложения, изложенные в данной работе, формируют, конечно, лишь основные концепции мероприятий в сельском хозяйстве. Ряд вопросов, касающихся детального изложения особенностей формирования внутренней структуры предприятий, организации материально-технического снабжения сельского хозяйства, вынесен за рамки работы. Определенного обсуждения требует этапность проведения экономических мероприятий. Эти вопросы должны решаться в рамках существующей системы организации и планирования производства и в духе общего направления предлагаемых мероприятий на увеличение инициативы, ответственности и эффективности производства.

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.