Дело Олеся Бердника: «космический национализм» и «антисоветская пропаганда»

Сейчас в Украине вновь возрастает интерес к творчеству известного писателя-фантаста Олеся Павловича Бердника (1926-2003 гг.). Но не все в Украине, а тем более в России, сегодня помнят, что этот человек был еще и активным участником диссидентского движении. Причем на одном из самых знаковых этапов истории советского общества – в 1970-е годы, эпоху создания ими в СССР хельсинских групп. Будучи впервые репрессированным в 1950 году, в 1979 году он был осужден именно за активное участие в работе Украинской Хельсинской группы, в становлении и жизни которой сыграл видную роль. Об истории участия Олеся Бердника в диссидентском движении, его уголовного преследования и его взглядах, в чем-то даже опередивших свое время, нам рассказала дочь писателя Громовица Бердник, писатель, журналист и специалист по карпатскому фольклору.

«Космический национализм» и сожженные книги

Как бы Вы охарактеризовали взгляды Вашего отца на момент, когда началась его работа в правозащитном движении?

Если Вы знакомы с его творчеством, то знаете, что он начинал как писатель-фантаст, писал фантастику для юношей. Но примерно в середине 1960-х годов под влиянием многих авторов и собственного развития его взгляды приобрели четкую философскую направленность. И собственно в начале 1970-х годов все его творчество пронизывали две основные темы – это поиск человеком самого себя и внутренняя свобода, которую каждый из нас должен воспитывать в самом себе, чтобы породить этого нового человека. И тот взгляд, что человечество должно отказаться от очень многих путей, которыми оно следует в данный момент, чтобы сохраниться как вид. Он разработал теорию, которая потом была опубликована в эссе под названием «Альтернативная эволюция». То, о чем он тогда рассказывал в этом эссе, сейчас в полный голос говорят ученые - нельзя так обращаться с планетой, иначе она погибнет.

Как говорилось в «Матрице», «человекединственное существо, похожее на вирус», то есть не просто использующее, а уничтожающее среду обитания вокруг себя

Да, и в начале 1970-х все эти философские мысли красными нитями стали проходить через его творчество. Второй момент, на который обратили внимание идеологические службы создание «духовных наций». Человек без этноса (без корней) не может существовать. Человек рождается не просто на планете, он рождается в среде определенного этноса, впитывает всю его культуру, духовность, традиции. И лишь переварив это в себе, он может стать гражданином Вселенной. Нельзя стать гражданином Вселенной просто так. Но в середине 1970-х годов как раз был взят курс на единый советский народ и собственно поводом к исключению отца из Союза писателей послужил его роман «Звездный корсар». Философский роман, очень мощный и сильно написанный. Исследователи украинской фантастики ставят его на один уровень с «Туманностью Андромеды» Ивана Ефремова и, в некоторых мировоззренческих аспектах – с «Часом быка» того же автора. Но официальным поводом к исключению отца из Союза писателей послужило то что, в романе у героев украинские имена и фамилии, они поднимаются на Говерлу[1], чтобы перед отлетом в далекий космос поклониться Матери-Украине. И было выдвинуто официальное обвинение «космический национализм». Тогда его исключили из Союза, он не мог уже публиковать и издавать свои произведения, даже самые невинные. И он начал разрабатывать эти мировоззренческие вопросы. Он не мог не писать, и он написал несколько эссе, которые легли в основу его философских трудов. Сейчас есть молодые ученые, которые рассматривают его философские идеи в контексте европейской философии 20 века, проводя параллели с Сартром, Камю, Шри Ауробиндо. На момент его исключения из Союза писателей можно говорить о том, что фантастика для него к началу 70-х была просто способом донести свое мировоззрение. Но идеологические работники КПСС и Союз писателей решили, что это лишнее.

В каком году состоялось его исключение из Союза писателей?

В 1971 году вышел «Звездный корсар», а в начале 1973 года его исключили. Этому предшествовало изъятие всего тиража «Звездного корсара» из книжных магазинов, библиотек, эти книги остались только в личных собраниях. Часть книг были сожжены.

Почти в стиле…

…да, Третьего Рейха. И это не выдумки. У меня было на руках официальное распоряжение об изъятии идеологически вредных книг, которые нарушают советское законодательство, а о публичных сожжениях рассказывали очевидцы.

Но об этом в газетах не писали?

Естественно, нет. Там писали только, что такой-то исключен из Союза, а его книги изъяты из библиотек.

Побег из лагеря – как «саботаж воспитательных мероприятий»

На выставке памяти Вашего отца в Национальном заповеднике «София Киевская» в представленных там копиях материалов дела есть чьи-то показания по поводу того, что он выступал против сокращения числа украиноязычных школ

В начале 70-х появилась вторая волна «шестидесятников». Он постоянно проводил публичные лекции, и был в курсе того, что происходило. На заседании Союза писателей он публично сказал, что украинские школы сокращаются. Чтобы Вы имели представление о характере отца Почему его в первый раз, при Сталине, арестовали? Ему было 22 года. Он был молодой актер. Шло обсуждение постановки одной из пьес Ивана Франко, в которой цензоры изменили один момент. Тогда Каганович был главой идеологического отдела. Отец встал и спросил – почему изменили этот момент? Кто дал право переписывать пьесу? Ему ответили: «Это распоряжение Кагановича». Он спросил: «А что, Иван Яковлевич уполномочивал Лазаря Моисеевича переписывать его сочинения»? Ему говорили: «Но ты же понимаешь, что это распоряжение Иосифа Виссарионовича». И тогда отец сказал: «А что, Иван Яковлевич уполномочивал Иосифа Виссарионовича переписывать его произведения»? Через очень короткое время его арестовали по обвинению в антисоветской деятельности. Ему не дали высшую меру, потому что нашли смягчающие обстоятельства – участие в военных действиях и так далее. Дали 10 лет лагерей. А потом за побег увеличили срок до 25 лет.

А попытка побега насколько была удачной ему удалось бежать из лагеря?

Его поймали в степи. То есть, удалось. Забавная была формулировка, по которой ему увеличили срок за побег «за саботаж»: «Вы саботировали мероприятия советской власти, направленные на ваше перевоспитание».

Где находился лагерь, в котором он в первый раз сидел?

КарЛаг. Караганда. Он был особо опасным, в деле была пометка, что его нельзя держать долго в одном месте и его переводили. Потом сидел на Печоре. В своей автобиографической книге вспоминает те времена. И в 1956 году после смерти Берия его амнистировали. Это его характер. Если он видел, что есть несправедливость, он тут же это озвучивал. Он считал, что за справедливость он должен бороться теми методами, которые ему доступны. Когда он не мог нормально работать, когда его лишили возможности эмигрировать. Причем, он же не хотел там заниматься политикой, вести подрывную деятельность или еще что-то. Он хотел писать, работать, творить, возможно, преподавать в университете. Заниматься тем, что у него на роду написано. И он решил, что правозащитная деятельность это хороший способ познакомить литературную общественность со своими мыслями. Пытался переправлять свои работы на Запад - в Канаду, США. В Канаде была его знакомая, Нина Мудрик-Мриць, художница, писательница, замечательный человек.

Он считал несправедливостью преследование людей в СССР только потому, что те думают иначе, выступал за появление духовных наций. В его творчестве всегда космос, дух, Украина неразделимы. Он самый украинский из всех мировых писателей и самый космополитичный из всех украинских. Потому ему удается совместить глубинное сознание своей принадлежности к определенной нации и абсолютно космополитичное мировоззрение, выходящее за пределы той узости, откуда начинается национализм. Да, он был националист. Но националист космополитичный. Это парадоксально, но факт. Он считал, что человечество должно выйти за пределы Земли и объединиться. Но объединиться, не будучи детьми конкретных наций, невозможно. Это как деревья – каждое дерево, оно такое, а не другое.

Получается как у Бориса Гребенщикова – «человек, как дерево - он отсюда и больше нигде»….

Да, человек, рожденный в определенном народе, не может стать другим. Он должен нести свое наследие дальше. У отца были разногласия со многими современниками, которые считали, что будущее земли мир, где исчезли этносы, а он доказывал, что это невозможно. Развиваться мы можем только, имея корни. Он назывался всегда сыном Украины. Это всегда надо помнить.

Коммунизм и бюрократия

Для него тогда произошел окончательный разрыв с коммунистической доктриной?

Он считал, что идеология коммунизма и идеология КПСС – это две большие разницы, как говорят в Одессе. Идеи коммунизма да, они всегда будут. Идеи Христа –хорошо, но когда они превратились в официальную иерархическую церковь, были уничтожены целые народы. Точно также и здесь – он принимал идею, но во что ее превратила советская власть, не принимал.

То есть, как можно судить из представленного на выставке его памяти его письма Леониду Брежневу, для него был приемлем коммунизм, как идея, но без бюрократии?

…но коммунизм, как доктрина отдельно взятого государства, для него был неприемлем.

А как он оценивал СССР?

Тут тонкий момент. Когда шли процессы по развалу Союза, в конце 1980-х стало ясно, что долго системе не продержаться. Тогда обсуждался новый Союзный договор. Так вот, у отца был свой проект, который он публиковал и отослал Горбачеву. Его предложение было предоставить всем народам право на самостоятельное духовное, культурное, политическое развитие, сохранив экономические связи. Экономические тонкие связи, которые были наработаны в течение многих лет, и тогда мы бы жили в другом сообществе. Конечно, идея братства народов – прекрасная идея и никто этого не отрицал. Но при этом Россия – империя, и это империалистическое мышление сохранилось до сих пор. Мы не будем выяснять, кто старше и кто куда пошел.

Киев - мать городов русских

Да, а отец считал, что может быть братство народов, но на абсолютно равноправных условиях и с абсолютной свободной духовностью. Отсюда – идея духовных наций, что определять развитие государства должны деятели культуры и духовности. Экономика очень важна, но если не лежит в основе всего. Если у человека нет идеологической основы, он не знает, куда развиваться. В чем проблема поколения начала 1990-х? В 19 веке в основе идеологии лежала вера в Бога, потом в СССР была идеология коммунистическая. И каждый человек воспитывался политинформацией на уроках. А потом это рухнуло, но ничего не было предложено взамен. Была предложена только рыночная экономика, но это не идеология, не то, что позволяет человеку развиваться внутри. И сейчас мы получили поколение с полностью нивелированными нравственными ценностями.

Была такая советская рок-опера «Стадион», про переворот в Чили. И там есть такие строки: «Вся сила человека спрятана в бумажник, так выпьем за бумажник, бумажнику – ура!»

А в той же Америке такого нет. У них идеология на уровне уважения к государству и прочему. Не говоря уже о Японии, где кодекс «Бусидо» отменили в 19 веке, но до сих пор японцы по нему живут.

Ваш отец посещал Гималаи. Это было еще в советское время?

Это было в 1990-х годах. До 1989 года он за рубеж не выезжал, но много ездил по СССР. Если бы было возможно, он бы весь мир объездил.

Он говорил, что одним из главных дел своей жизни, которое не успел сделать и очень об этом жалеет встреча с Папой Римским. Они ощущали духовную близость?

Когда Кароль Войтыла стал Папой Римским Иоанном Павлом Вторым, отец ему написал письмо – тот ведь был частично украинцем и читал по-украински. И послал несколько книг. Итогом этого, с учетом того, что на Западе были изданы его произведения, стало издание в Ватикане книги с анализом взглядов отца. Отцу импонировало в Папе его миротворчество, желание загладить агрессивное прошлое католической церкви. Мессы прощения за инквизицию, за крестовые походы. Но, к сожалению, отец в конце жизни заболел и их встреча не состоялась.

Каковы были религиозные взгляды Вашего отца?

Его религиозные взгляды в том, что он принимал учение Христа, но не вписывался ни в одну систему. Он был человек веры, идеи, но не человек религии. Он был крещен в православии, но понимал истинное учение Христа и то, во что превратилась церковь за века существования – разные вещи. Еще один элемент мировоззрения отцавнутренняя свобода человека. Любая идеология, любая церковь лишает человека свободы развития. Он был вне любой системы. В нашу и в вашу нынешнюю систему он тоже бы не вписался.

«Злостное подстрекательство к уничтожению существующего строя»

Второе уголовное дело против него было построено только на идеологических претензиях к книге «Звездный корсар»?

Его арестовали за организацию антисоветской деятельности и пропаганды. Кроме деятельности в Украинской хельсинской группе ему инкриминировали часть его произведений, которые понимались, как злостное подстрекательство к уничтожению существующего строя.

А кто давал против него показания?

Очень многие коллеги.

По писательскому цеху?

Да, диссиденты как раз его защищали, ведь вместе правозащитной деятельностью занимались. Было такое, что потом его обвиняли, что он кого-то сдал. Этой осенью хочу сама написать документальную книгу о нем. В том числе привести выдержки из уголовного дела. Он ничего не сказал о своих коллегах.

Я помню, на выставке его памяти есть документ с показаниями внутрикамерного агента, которые подтверждают то же самое…

Когда его на следствии спрашивали о коллегах, он всегда говорил: «А почему не обо мне?». Он вообще не любил говорить о людях за глаза – ни плохого, ни хорошего. Это тоже характер. Он никогда никого не обвинял, никого не обсуждал, не осуждал.

Почему был разрыв во времени в несколько лет между исключением из Союза писателей и возбуждением уголовного дела?

Просто не было официального повода – если бы его могли посадить, его посадили бы раньше.

Его правозащитная деятельность была дополнением к его творческой работе или главным делом?

Отец, если во что-то включился, то окунался в это полностью. Он писал меморандумы. Он был известной личностью. После ареста Руденко он возглавил Украинскую хельсинскую группу . Он никогда не делал ничего вполсилы, вполглаза.

Ну, есть обыденное представление, что творческий человек – где-то в высоких материях….

По его приоритетам – он, в первую очередь, не писатель, а мыслитель. А литературное творчество в тех условиях – это выражение определенных мыслей. Начинал он как писатель. Но когда он начал задумываться о судьбах бытия, то стал приходить к определенным мыслям. Он в первую очередь был деятель и мыслитель. А потом уже писатель. Так было минимум со второй половины 1960-х годов.

Он выделял кого-то из диссидентов как близких друзей?

Он дружил с Николаем Руденко. Они выручали друг друга, еще будучи в Союзе писателей. Одна из причин исключения отца из Союза – что он встал на защиту Руденко. В свое время отец написал рецензию, которая помогла выйти одной фантастической повести Руденко. И, когда у отца возникли проблемы с изданием «Звездного корсара», Руденко, будучи членом правления Союза писателей Украины, написал положительную рецензию на этот роман, и он вышла. А потом Руденко исключили из Союза за высказывания вразрез идеологии, но отец продолжал общаться с Николаем Даниловичем. Одно время отец с мамой жили у Руденко, пока не нашли себе жилье. А с остальными соратниками по Украинской хельсинской группе он общался, но это не было дружбой в том смысле, какой обычно вкладывают в это понятие.

«Надо что-то менять»

После его возвращения из лагерей в 80-е годы какая-то его правозащитная деятельность продолжалась?

Он занимался больше общественной деятельностью. Ну, какая немедленно после освобождения из лагеря может быть правозащитная? Сначала он восстановился в Союзе писателей. Его заново приняли. Поставили условие – две новые книги, как молодому писателю. У него было два романа написанных в тюрьме, он их опубликовал. Потом он, по приглашению канадской украинской общины, поехал в Канаду и США. Когда вернулся, осуществил давнюю мечту – создание Украинской духовной республики ради сохранения духовных и культурных ценностей. Реализация идеи духовных наций в среде отдельно взятого этноса. Организация существует до сих пор – моя мама, Валентина Бердник-Сокоринская, ее возглавляет.

А чем было мотивировано его выдвижение в президенты Украины в 1991 году?

Что надо что-то менять. Это отцовская активная натура. Он выдвинул свою кандидатуру, но потом, по ряду причин, снял. Когда он понял, что, к сожалению, демократические силы национального направления не объединятся никогда, решил заняться общественной и литературной деятельностью, не распыляя сил.

То есть он хотел появления коалиции?

Когда оказалось, что выдвинуто очень много кандидатов в президенты, он встретился со всеми – с Вячеславом Черноволом[2], с Левком Лукьяненко[3]. Понятно было, что кандидат Кравчук, в итоге ставший президентом – представитель номенклатуры. Выдвижение отца в президенты позволило познакомить с его взглядами многих людей. Он публиковался во многих газетах. У него была четкая программа, он умел говорить, и появилось много людей, которые заинтересовались его идеями. Отец предложил выдвинуть кого-то одного из представителей демократических сил, и такой кандидат конечно бы выиграл. Но в итоге - отец снял кандидатуру, а остальные в пользу единого кандидата - не сняли. Тогда еще не было черных выборных технологий, и это был шанс. Ко мне многие до сих пор подходят и говорят, что тогда мы все, граждане Украины, свой шанс упустили.

Непростая история Украинской Хельсинской группы и ее участников – малоизвестная в современной России часть истории диссидентского движения в СССР. В ту эпоху ярко проявились как методы борьбы с инакомыслящими, так и взаимопомощь, стойкость самих диссидентов, оставшихся верными своим этическим принципам и не предавшими друг друга в противостоянии с системой, несмотря на простые человеческие слабости и опасения за близких. Как рассказала нам дочь писателя, все это есть и в деле Олеся Бердника как предательство «коллег» по перу, так и поддержка единомышленников. К сожалению, немногие из них дожили до наших дней, но тем важнее нам видится наша задача. Конечно для восстановления исторической справедливости, очищения этих малоизвестных, но крайне интересных исторических фактов от разных спекуляций и объективного представления происходившего тогда в целом, одного этого интервью мало. Оно лишь слегка коснулось этой обширной темы. Но без сомнений, эта тема стоит того, чтобы к ней вернуться …

Беседу вел

Борис Одинцов


[1] Говерла – самая высокая гора, наивысшая точка Украины. Расположена на границе Закарпатской и Ивано-Франковской областей.

[2] В.Черновол (1937-1999 гг.) –, член Украинской хельсинской группы (УХГ), позже - лидер «Народного руха Украины».

[3] Л.Лукьяненко (р.1927 г.) – один из создателей УХГ, в 1992-1994 гг. – посол Украины в Канаде, до 2007 года неоднократно избирался депутатом Верховной рады Украины.

 Редактор - Е.С.Шварц   Администратор - Г.В.Игрунов
 Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.