|
ЦЕЛУЮ В НОСИК> (Эксклюзивное интервью с Гоголем на академической аллее) Академии нужны Гоголи и Щедрины, Но такие Гоголи, Чтобы нас не трогали, Не касались нас плечом, А ласкали... „Кирпичом”! (Из студенческого фольклора) По-моему, ни об одном писателе не ходит столько легенд, как о Гоголе. Некоторые учёные полагают, что его голова была похищена из могилы, и злополучный поезд-призрак с вместилищем гоголевского разума появляется то в Италии, то под Балаклавой, то в Запорожье или в Мексике, конечно же, под Полтавой, на родине писателя, в районе полустанка «Заваличи», на сверхсекретном объекте фюрера в канун именин Адольфа Гитлера и даже под Ла-Маншем, проливом между Европой и Великобританией. Поезд-призрак с черепом Гоголя может появиться в любой точке земного шара. Это связано с тем, что в судьбе и смерти Гоголя таится немало трудно объяснимых странностей. И никто уже не удивляется и тому, что Гоголя можно встретить и в Одессе. И не только на Дерибасовской. К 200-летию со Дня рождения Николая Васильевича, которое отмечается с 1 апреля и в Киеве, и в Париже, многие СМИ опять стали говорить о том, что господин Гоголь, находившийся в кирпичном склепе, „перевернулся в гробу”. Нам же думается, что в честь своего друхсотлетия ему удалось не только перевернуться, чтобы удобней было слушать оперу «Тарас Бульба», но и, покинув свою вечную обитель, выехать из Москвы на том же всемирно-историческом поезде-привидении к своему дяде в Южную Пальмиру. Ничего удивительного. В некоторых путеводителях по Одессе не раз отмечалось, что в Одессе жил родной дядя писателя. – А может, и до сих пор живёт? – с надеждой на приятное общение подумал Николай Васильевич. – Дядя! Дорогой дядя! Мой родственник на букву «д»! Значит, и улица в Одессе должна называться-начинаться на эту букву. Так логически рассуждал великий писатель, пока не успел выпрыгнуть из старинного вагона поезда перед самым его исчезновением, который вскоре растаял в воздухе, пока не пересел на 28-ой трамвай и не оказался на улице Дидрихсона, того самого, электротехника Василия Фёдоровича, который осуществил откачку воздуха из лампы и применил в ней несколько волосков, короче, можно сказать, изобрёл электрическую лампочку. От этой мысли на душе у Гоголя стало светло, как на арене цирка, и он подошёл к возвышающимся корпусам строительной академии (ОГАСА) с её более чем тремя десятками различных кафедр. Стоп! Тут нужно сделать небольшое лирическое отступление, чтобы читателям было понятно, почему Николай Васильевич возник, скажем, не на приёме у Гурвица как почётный гость Одессы и не в доме у дяди, а именно в академии строительства и архитектуры. Впрочем, о причине его появления здесь можно было и догадаться, присмотревшись к писательским перстам, бережно державшим изящное зелёного цвета ПРИГЛАШЕНИЕ: «Приглашаем Вас на дружескую встречу, посвящённую Юбилею редактора «Кадри будовам» СВЕТЛАНЫ ПАВЛОВНЫ СТАСЕЛЬКОВОЙ – 35-летию её редакторской работы. Вечер состоится в 15 часов 27 марта в Архитектурном корпусе (1-ый этаж). Хорошее настроение и праздник души гарантируем. Инициативная группа ОГАСА». – Скажите, пожалуйста, – остановил Гоголь студента на институтской аллее, – а где тут у вас редакция газеты? – О, у нас тут целых две редакции, – ответил студент. – Одна называется «Кадры стройкам» с 70-летним стажем, а другая носит более существенное, материальное, научно-лирическое название, символизируя основной предмет строительства и архитектуры, которым пользуются все эти кадры. Короче, «Кирпич». А поскольку новоявленный печатный орган ещё неопытный, начинающий (ему, как говорится, без году – неделя), молодой, несозревший, эту другую, можно сказать, альтернативную редакцию (зелень – символ молодости!) назвали «Зелёным кирпичом». Мы как раз сейчас проходим эту тему и учим, что эта дефицитная продукция бывает разнообразной: облицовочной, уплотнённой, гладкой, полнотелой, гиперпрессованной, керамической, цокольной, терракотовой. А этот, в честь которого названа новая редакция, является селикатным, тонированным, но не жёлтым, как вся наша пресса, и не голубым, не белым, не коричневым, не розовым и не бежевым, а именно изумительно изумрудным, совершенно зелёным, марки СЛД-200/25. И желательно, чтобы такой же высокой маркой были отмечены и все те произведения или заметки, которые уже сегодня поступают в редакцию. А вы кто, тоже студент? Гоголь слегка смутился. – Нет, я пока просто кирпичелюб. Хотел бы предложить редакции свой первый литературный опыт «Кирпичам закон не писан». – Ощущается, что вы – приезжий. Откуда прибыли? – Прибылей-то как раз и нет. Поэтому меня и заинтересовал кирпич, который мне с детства дорог. Помню, в детстве, в Яновщине (село это называли и Васильевкой), когда папа мой Василий Афанасьевич писал водевили, стихи и комедии, такие, как «Хитрость женщины, перехитренная солдатом», или «Собака-овца», мама читала мне сказку в стихах про Бармалея, когда я был совсем маленьким: Нам акула Каракула Нипочём, нипочём, Мы акулу Каракулу Кипричом, кирпичом. А потом, когда я уже сам научился читать, нашёл в стихах у Владимира Набокова, как «сохнут чинно ряды лиловых кирпичей». Но мне нужен «Зелёный кирпич». Хочу сотрудничать! Руки чешутся! Гоголь раскрыл дипломат и достал оттуда глянцевый, полноцветный, формата А5 шестнадцатистраничный «Zелёный кирпич» под рубрикой-аббревиатурой ОГАСА, что означает «Оригинальная Газета Активных Студентов Академии». С красочной обложки, казалось, запел хор улыбок из пятнадцати журналюг, возглавляемых ведущей солисткой этого хора – главным редактором юного «Кирпича», депутатом одесского городского совета Аллой Ковалёвой. – Надо сказать, – заметил Николай Васильевич, что все кирпиченосцы оказали исключительно сильное впечатление и воздействие не только на меня, но и на всё последующее наше развитие, причём характер этого воздействия и развития и его понимание с теченем времени будет всё более и более углубляться. Хочу быть истинно полезным для человечества. Чувствую, что величайшее кирпичьедумство во главе с Аллой Ковалёвой, положительной и поразительной профкомовкой, названной в одном из «Кирпичей» не только находчивой и говорливой, активной и позитивной, но и самой любимой и креативной, более всего разрывает моё писательское сердце. – Вы знаете Ковалёву?! – Как не знать? Она ведь разослала по всем кафедрам земного шара специальные письма, а вернее, по сути дела, одно письмецо, адресованное и всем, и кому угодно, и каждому в отдельности, в том числе и мне. Я тоже получил. Вот оно, письмо от Аллочки: «Уважаемый Николай Васильевич! Мы хотим сообщить Вам, что в нашей академии СУЩЕСТВУЮТ и РАБОТАЮТ две газеты ОГАСА: это газета «Кадры стройкам», печатное издание формата А3, которое СУЩЕСТВУЕТ уже более 70 лет с целью того, ЧТОБЫ ОСВЕЩАТЬ все самые интересные события, связанные с нашей академией. И студенческая ГАЗЕТА «Зелёный кирпич» – глянцевая, полноцветная ГАЗЕТА формата А5, которая СУЩЕСТВУЕТ для того, ЧТОБЫ ОСВЕДОМЛЯТЬ студентов о событиях в жизни молодёжи нашей академии и города, быть для студентов и преподавателей ЯРКИМ ОСВЕЩЕНИЕМ ВСЕХ СОБЫТИЙ. Но, к сожалению, сегодня ни одно из этих двух изданий не отображает полностью всего, что ПРОИСХОДИТ в нашей жизни». Гоголь оторвал взгляд от прокламации, этого торжественного воззвания, написанного кем-то с любовью от имени профкомов ОГАСА, и спросил: – И что же у вас ПРОИСХОДИТ?! Студент робко и недоумённо пожал плечами. «Мы обращаемся к Вам с огромной просьбой помочь нам вдохнуть в нашу газету НОВЫЕ МЫСЛИ, идеи и энергию!» – Видите? Профкомы, видимо, задыхаются и просят кислорода в виде НОВЫХ мыслей! А какими же до сих пор были мысли старые?.. Студент снова смутился, не зная, что ответить. «Инициативная группа из числа студентов и сотрудников академии, – продолжал читать ценный циркуляр Николай Васильевич, – создаёт новый майский номер газеты «Кадры стройкам». И если этот выпуск всем понравится, то в дальнейшем он всегда будет приятно Вас удивлять и информировать». – Значит, две газеты объединяются и сливаются в одну? Интересно, а как же при этом два редактора объединятся и станут одним существом, единым, как лесбийская дружба, целым? Кому же мне отдать предпочтение, то есть свою корреспонденцию для печати? – заволновался Гоголь. – Тянитолкаю? Но все тянитолкаи очень боятся корреспондентов: лишь заметят человека с пером или диктофоном в руке – сразу же наутёк или же становятся роялями, чтобы отвалить в кусты! Тянитолкайский метод журналистики очень удобен, приятен и эффективен. Когда одна журналистская головка, загруженная мыслями, набирает на мониторе текст, другая в это время спит, потому что журналист должен быть свежеголовым. Так что сперва пишет одна голова, а потом другая. Одновременно они ничего не пишут никогда. Ни в одном цирке, ни в одном зоопарке, ни в одном Союзе журналистов или писателей нет такого чуда… Интересно, о чём же ещё сообщается далее?.. «Мы хотим, ЧТОБЫ наша газета была лучшей из лучших и ПЕРЕДАВАЛА ВСЕ СОБЫТИЯ жизни нашей академии. Наша мечта, ЧТОБЫ газета была МОСТИКОМ ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ НАМИ («Наверное, кто-то решил организовать междусобойчик? – подумал Гоголь, но вслух ничего не сказал), чтобы мы могли больше узнать друг о друге, общаться, поздравлять и черпать для себя МНОГО НОВОГО и полезного». – Ну, как? Все ли студенты уже приобрели черпаки? – Да у нас, пожалуй, на всю академию ни одного половника, – попытался пошутить студент. – Если нет, нужно сделать! Вот что говорят об этом в письме с любовью профкомы: «СУЩЕСТВУЕТ такое выражение: «Если Вы что-то сделали и об этом никто не узнал, считайте, что Вы ничего не сделали». Мы очень хотим ПОМОЧЬ ВАМ в том, ЧТОБЫ все Ваши труды не оставались без внмания и о них могли узнавать как можно больше людей! Мы благодарим Вас ЗАРАНЕЕ и просим, ЧТОБЫ обо всех СОБЫТИЯХ, которые будут у Вас ПРОИСХОДИТЬ, Вы СООБЩАЛИ нам ЗАРАНЕЕ, И МЫ БУДЕМ ПРИСЫЛАТЬ ЖУРНАЛИСТОВ И ФОТОГРАФОВ НА ВСЕ ВАШИ МЕРОПРИЯТИЯ. С любовью Профкомы ОГАСА». – А это что за необыкновенная приписка в конце письма карандашом? «ЦЕЛУЮ В НОСИК». Кто её сделал, скажите, пожалуйста, если не секрет. – Большого секрета, конечно, нет. Меня встретила в трамвае редактор газеты «Кадры стройкам» Светлана Павловна Стаселькова и сразу меня узнала: «О, Николай Васильевич, сколько лет, сколько зим! Миленький, дорогой Вы мой голубчик, как я рада вас видеть! Вы так хорошо выгдядите! Видит Бог, сама судьба меня к вам послала. Знаете ли, я была лично знакома даже с самим Григорием Михайловичем Поженяном, теперь вот и вас посчастливилось встретить! Как я рада этой незабываемой встрече! Надеюсь, Вы получили ПРИГЛАШЕНИЕ на юбилей? Сам ректор-академик Виталий Степановаич Дорофеев дал добро на проведение моего юбилея, правда, к сожалению, без выпивки, но вы ж, по-моему, насколько мне память не изменяет, не пьёте?.. Кстати, а знаете, какое письмо разослано по всем кафедрам нашей академии?! – Да, читал. Вот оно! Вы с чем-то не согласны? Тогда отметьте здесь, с чем именно, на что хотели бы обратить внимание. Светлана Павловна вытащила из хозяйственной сумки свой простой редакторский карандаш немецкой фирмы «Стандарт» и рядом с подписью «С любовью. Профкомы ОГАСА» поставила два вопросительных знака, приписав «Целую в носик». Студент из профкома пристально взглянул на слова, невольно и как-то мельком сопоставив их с носом великого классика. – Значит, надо понимать, что Светлана Павловна таким поцелуйным способом решила выразить свою неординарную иронию по отношению к любвеобильным профкомам, а мне поначалу показалось, что она имела а виду вас как автора «Носа». Тем не менее хочу сердечно поблагодарить вас, мой обожаемый Николай Васильевич, за столь неожиданное интервью, хотя и не знаю пока, какой Тянитолкай осмелится его опубликовать. Анатолий ЯНИ
Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!
|
|