Сейчас на сайте

Раздел ЯБЛОКО

Тезисы докладов V съезда Объединения "ЯБЛОКО". 1996 г.

Вячеслав Игрунов:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЯБЛОКО"

 

См. доклад Вячеслава Игрунова на V съезде

 

Всеобщее мнение сторонников "ЯБЛОКА" сводится к тому, что дальнейшее политическое будущее Объединения находится в прямой связи с его организационным развитием. При этом очевидно, что организационная структура политического объединения зависит от ряда обстоятельств и, прежде всего — от политической ситуации в стране, от провозглашенных целей и задач, которые предстоит решить. Попросту говоря, демократическая партия, действующая в демократическом обществе, должна иметь иной облик, чем демократическая партия, действующая в тоталитарном обществе. Партия, ставящая задачу создания авторитарного режима, должна действовать иначе, чем партия, ориентированная на развитие демократии путем создания плюралистической системы. Партия, стремящаяся в первую очередь иметь влияние на парламент или региональные законодательные органы, должна строиться иначе, чем партия, ориентированная преимущественно на овладение верховной исполнительной властью в государстве. Поэтому, обращаясь к проблеме партийного строительства, мы не можем не коснуться — хотя бы вскользь — основных проблем нашей политической ситуации и не сформулировать основные идейные посылки нашего политического движения.

1. Идеологические и политические основы

1.Сегодня стремление построить демократическое общество в России сталкивается со слабостью реального базиса для демократии. По нашему убеждению, устойчивая демократия возможна только тогда, когда она опирается на развитые структуры гражданского общества. Отсутствие гражданского общества превращают мечту о демократии в прихоть интеллектуальной элиты, которой суждено, будет отступить, как только представители сильнейших групп интересов сумеют достичь компромисса в деле создания корпоративного государства.

Мы не считаем такое развитие событий необратимым или даже неотвратимым. На этом пути возможны промежуточные состояния. Наша задача — не допустить окончательного вытеснения принципов демократии из нашей общественной жизни, создать предпосылки для роста демократической базы и утверждения действительной демократии в будущем.

2.Поставленная задача предопределяет и приоритеты повседневной деятельности "ЯБЛОКА" как политического лидера гражданского общества. "ЯБЛОКО" осуществляет представительство интересов гражданского общества в структурах власти и одновременно является активным строителем элементов гражданского общества в нашей стране. С этой целью "ЯБЛОКО" ведет повседневную работу:

  • в органах местного самоуправления, которые становятся предметом наиболее пристального внимания Объединения;

  • в профсоюзах;

  • в общественных организациях неполитического направления;

  • в ассоциациях мелкого и среднего бизнеса;

  • в сферах, тесно связанных с повседневной жизнью граждан (системы образования, здравоохранения, правоохраны...)

Включение проблем этих социальных групп и групп интересов в работу структур власти и поиски способов и инструментов их решений, так же как и выработка политических механизмов укрепления и стимулирования роста гражданского общества являются главным содержанием работы "ЯБЛОКА" в законодательных и исполнительных органах государства и органах местного самоуправления.

Поставленные задачи диктуют принципы организации и работы Объединения, которые в максимальной степени должны содействовать открытости "ЯБЛОКА" для взаимодействия со структурами гражданского общества и вовлечению в него наиболее социально и политически активных людей и объединений граждан.

3.В основе политики Объединения "ЯБЛОКО" лежит уважение к правам человека и гражданина. Мы за развитие частной собственности и за равенство возможностей для различных форм собственности, мы за реальные рыночные реформы и против диктата монополий, сращенных с государством.

Но невозможно двигаться вперед, делая шаг только одной ногой — мы понимаем, что прогресс в экономической сфере неотделим от прогресса в сфере социальной. Поэтому мы стоим за развитие систем социальной защиты и социальной поддержки. Подчеркивая функцию социальной ответственности капитала, мы сознаем, что в существующих условиях сохранение человеческого достоинства и достижение реальной свободы возможно только при активном участии государства в проведении социальной политики.

В условиях ограничения ресурсов и отсутствия крупных инвесторов государство обязано выработать и реализовывать инвестиционную политику, заботясь о подъеме национальной экономики. Особая ответственность лежит на государстве за развитие государственных и полугосударственных предприятий, равно как и за создание эффективных форм собственности в этой сфере.

Чрезвычайно высока роль государства и в сфере образования и науки. Только опережающее развитие этих сфер экономики может дать надежду на возрождение российской государственности и на экономический взлет. Особенно если учесть национальную специфику экономики России. При слабом развитии негосударственной экономики сегодня, при отсутствии необходимого кругозора у новых предпринимателей, без значительного бюджетного финансирования наука и образование обречены на полное разрушение, а значит, для выхода из той пропасти, в которой мы оказались, необходим радикальный пересмотр государственной политики в этих сферах.

Равновесие либеральных и социал-демократических принципов дает нам возможность последовательно продвигаться к достижению своих целей, опираясь на поддержку основных групп населения.

4.Соблюдение прав человека, обеспечение безопасности и социальной защищенности граждан, равно как и свободное экономическое развитие невозможны в условиях разрушающегося, неэффективного государства. В условиях, когда гражданское общество находится в зачаточном состоянии, когда на протяжении долгого исторического периода происходило разрушение традиционной морали, уход государства из сферы контроля за экономикой приводит не к всплеску свободы, а к внедрению криминальных структур в экономику и государственное управление. Сотрудники правоохранительных органов все чаще становятся членами мафиозных кланов и мелких преступных групп, и безопасности граждан уже грозит не только неэффективность, но зачастую и само существование правоохранительных органов.

Разложение государства, неспособность контролировать массовые процессы, в том числе сепаратистские движения, приводят к массовым нарушениям прав граждан, а в случаях межнациональных конфликтов речь уже идет не столько о защите прав человека, сколько о массовых нарушениях законности и безопасности людей. Распад Советского Союза и связанное с ним разрушение государственности, которые, по мнению радикал-либералов, должны были привести к расцвету демократии и либерализма, вызвали на самом деле снижение стандартов законности, ущемление прав различных групп населения, кровопролитие и гибель сотен тысяч людей в межгосударственных и межнациональных столкновениях.

Только здоровое и эффективное государство сможет обеспечить безопасность граждан, честность в экономике и высокий уровень уважения к правам человека. Поэтому мы государственники, в том смысле, что укрепление государства и очищение его органов от своекорыстных и криминальных групп является зоной особой озабоченности "ЯБЛОКА".

Такой подход предопределяет также особую щепетильность Объединения в его кадровой политике, равно как и создает жесткие рамки в привлечении финансовых средств для партийной работы. Высокий уровень риска при работе с бизнесменами и корпорациями делает поиск ресурсов самостоятельной и приоритетной задачей для нашей организации.

5.Основой любого демократического государства является разделение властей, система сдержек и противовесов. Россия, выйдя из тоталитарного общества, не имела достаточного опыта и необходимой политической культуры, чтобы избежать опасности возврата к системе одной власти. Сегодня судебная система, вплоть до Конституционного суда, находится в сильной зависимости от исполнительной власти, во многих случаях руководствуясь в своей деятельности принципом политической целесообразности и стремлением угодить Власти. Представительные собрания на региональном уровне сплошь и рядом также испытывают бремя ущербности, подчиненности власти исполнительной.

Внекоторой степени роль противовеса президентской вертикали играет Федеральное Собрание. Но профессиональный уровень обеих палат, политическая несбалансированность Государственной Думы и ангажированность Совета Федерации не позволяют парламенту сегодня в достаточной мере воспользоваться даже теми небольшими возможностями, которые дает ему Конституция. И тем не менее, надежда на выход из привычного российского тупика концентрации всей власти в одном центре существует только благодаря существованию представительных собраний разного уровня. Именно поэтому "ЯБЛОКО" должно предпринимать все возможные усилия, чтобы быть максимально представленным во всех законодательных структурах страны. Р аботая в законодательных собраниях, представители "ЯБЛОКА" одной из главных своих задач должны видеть в расширении властных полномочий представительных органов, в обеспечении независимости судебной власти.

Сегодня организованное чиновничество, борясь за монополию власти, видит в представительных собраниях своих главных противников. Поэтому дискредитация парламентов ведется не только из правительственных кабинетов, но и через СМИ, чему способствуют и невысокая политическая культура значительного числа журналистов, и зачаточный уровень парламентской демократии, дискредитировавший парламенты в глазах населения.

Бороться с эксплуатацией разочарования в демократических институтах, защищать и реабилитировать законодательные органы, объяснять причины их неудач — одна из рутинных, но обязательных задач членов "ЯБЛОКА".

6."ЯБЛОКО" — политическая организация, ориентирующаяся не на достижение сиюминутных целей любой ценой, а на движение к стабильному развитию общества и экономики. Поэтому стратегические задачи являются неотъемлемой и самой существенной частью ее программ. Это касается не только укрепления государственности, становления гражданского общества и приоритетов социально-экономического развития, но и внешнеполитических проблем.

Мы полагаем, что Россия является одним из наиболее важных элементов общемировой системы безопасности. Точно так же, как падение Советского Союза привело к дестабилизации в Европе и на пространстве бывшего СССР, ослабление России поведет к эскалации нестабильности в Азии, где проживает около половины всего человечества. Но Россия не может в одиночку нести ответственность за стабильность в Евразии, поэтому она должна стремиться найти взаимопонимание с наиболее развитыми странами мира, которые не могут не осознавать и своей ответственности в этой сфере.

Чтобы быть успешной в этом направлении, России необходимо вести взвешенную политику, не провоцирующую напряженность, ориентированную на достижение союзов и соглашений, в том числе в рамках Европейского и Североатлантического Союзов. Но не менее важно неукоснительно соблюдать национальные интересы самой России, оказывать сопротивление диктату, как в политической, так и экономической сферах. Опыт показал, что эгоизм и недальновидность "цивилизованных" наций не позволяет полагаться на здравый смысл их государственных деятелей. Более того, узкокорыстная и идеологизированная политика многих "маяков цивилизации" приводит к драматическим последствиям, которые мы можем наблюдать, например, в Руанде или бывшей Югославии.

Поэтому мы считаем "ЯБЛОКО" партией национальных интересов. "ЯБЛОКО", с одной стороны, ни в коей мере не является узкокорыстной националистической организацией, а с другой — "ЯБЛОКО" не допускает для России возможности вялого следования в фарватере политики иных государств.

Для проведения своей линии защиты национальных интересов России и для разъяснения своей позиции "ЯБЛОКО" должно откликаться на все ключевые и острые проблемы за пределами РФ, должно активно участвовать в международных конгрессах, конференциях и семинарах.

Чрезвычайно важно для нас поддерживать межпартийные связи с родственными партиями и участвовать в качестве наблюдателей в Либеральном и Социалистическом Интернационалах.

7.Главным приоритетом во внешнеполитической программе "ЯБЛОКА" является курс на интеграцию постсоветского пространства. Неоправданно разорванные экономические связи, появление границ и таможенных барьеров не только привели к значительному экономически необоснованному падению производства, но и к разрыву человеческих связей, разрушению семей и общего культурного пространства. Преодолеть имперский синдром, равно как и синдром младших братьев и направить постсоветские страны по пути интеграции — вот наша цель.

На этом пути мы должны учитывать специфические условия каждой страны и не подстегивать процессы, не оказывать давление, но стимулировать объединение на принципах, в общих чертах близких к тем, на которых интегрируется Европа. Поэтому интеграция в постсоветском пространстве должна быть разноскоростной и не обязательно этапы интеграции должны проводиться в одинаковой последовательности. Так, например, если военная интеграция центрально- азиатских стран является актуальной и животрепещущей уже сегодня, то эта проблема может вовсе не встать на повестку дня в процессе, скажем, российско-молдавского сближения. Если процесс политической интеграции уже наметился в российско-белорусских отношениях, то политическое сближение с Туркменией даже не вырисовывается.

Таким образом, мы полагаем, что Россия должна стать лидером интеграционных процессов на пространстве бывшего Советского Союза и гарантом цивилизованного характера сближения наших стран.

Именно поэтому для "ЯБЛОКА" одним из важнейших приоритетов является расширение партнерства с близкими политическими силами Нового Зарубежья.

8.Россия — государство, переживающее процесс преобразования из унитарного в федеративное. На этом пути надо проявлять особенную осторожность, ибо уже и так допущено множество ошибок, поставивших Россию на грань дезинтеграции. Прежде всего мы сторонники конституционной федерации, и движение к договорной федерации считаем опасным, провоцирующим сепаратизм и ставящим под вопрос целостность государства. Это соображение ни в коем случае не должно вызывать сомнения в необходимости перераспределения власти. Усложнение проблем требует адекватного усложнения систем управления обществом. Необходима передача части полномочий от федерального центра региональным центрам и от региональных центров органам местного самоуправления.

В условиях громадных российских пространств экономическое и политическое развитие требует интеграции субъектов федерации в крупные экономические регионы. Однако этот процесс нельзя подталкивать, он должен явиться плодом долговременного развития в русле долгосрочной государственной стратегии.

Развитие российской государственности должно увенчаться симметричной федерацией. Но в стране, сформировавшейся как поликультурная общность, нельзя не учитывать национально-культурных особенностей регионов и нельзя революционно стричь всех под одну гребенку. Поэтому мы считаем, что движение к симметрии должно быть постепенным и не приводящим к стиранию культурных особенностей регионов.

9.В условиях слабости государственной власти развитие федерализма принимает искаженный характер. С одной стороны, осложняющими обстоятельствами являются тенденции к несимметричной договорной федерации. С другой — тенденции к бюрократической феодализации государственного устройства, при котором федеральная власть утрачивает контроль за регионами, а местные главы администраций, откупаясь от центральной власти лояльностью в ограниченном перечне вопросов, получают фактическое право на безнаказанное пренебрежение законом и интересами федерации. Разрушается единое правовое пространство, а вслед за этим ставится под вопрос целостность государства. Вместе с криминализацией власти феодализация государственного устройства являются главными проблемами национальной безопасности и требуют самого серьезного внимания и самых энергичных усилий.

Можно задержаться в экономическом выздоровлении, можно еще некоторое время сдерживать развитие социальной сферы, но если мы не остановим криминализацию и феодализацию государственного организма, ни одна проблема не будет решена, а Россию ждет деградация и развитие по латиноамериканским образцам.

"ЯБЛОКО" не может смириться с реализацией такого сценария.

10.Сегодня "ЯБЛОКО" не является достаточно мощной силой, чтобы в одиночку справиться со всеми задачами, которые оно ставит перед собой. Кроме того, в системе политических партий России есть целый ряд небольших объединений, цели и задачи которых близки "яблочным", так же как близкими оказываются социальная база и методы работы. Совершенно очевидно, что наши достижения в значительной степени зависят от успехов в коалиционной политике. Сегодня такой опыт у "ЯБЛОКА" достаточно ограничен. Но обнадеживает тот факт, что на региональном уровне постепенно вокруг отделений "ЯБЛОКА" собираются местные представители других партий — и этот опыт надо тиражировать.

Коалиционная политика "ЯБЛОКА" должна быть направлена не только на постепенную интеграцию менее успешных организаций, не только на совместное достижение общих целей. Она должна быть также направлена на отрыв от проправительственных партий близких нам по духу членов этих партий. Например, по мере превращения "Дем.Выбора России" в правительственную партию часть ее членов будут оказываться в оппозиции к своему руководству. Заключая временные союзы или коалиции по отдельным вопросам как на федеральном, так и на региональном уровнях, мы могли бы постепенно привлечь к нашей работе наиболее разумных представителей ДВР.

Более сложной задачей является взаимодействие с соседями из левой части политического спектра. Здесь существуют и взаимные предубеждения, и доктринерство. Особенно трудной проблемой будут контакты с КПРФ, поскольку коммунистическая демагогия и националистическая ориентированность делают почти невозможными совместную работу. Однако нельзя сбрасывать со счета тот факт, что огромное число наших сограждан, из тех, которые представляют для нас наибольший интерес, ориентированы сегодня на жесткую оппозицию режиму и лидеров этой оппозиции они видят в коммунистах. Антикоммунистическая риторика и отказ, от какого бы то ни было взаимодействия с коммунистами сокращают нашу электоральную базу и наше влияние в обществе. Противостояние КПРФ должно быть не на уровне лозунгов, оно не должно быть ориентировано на постоянную конфронтацию, оно должно выражаться в содержании и конструктивности наших позитивных программ. Готовность к контактам без отказа от своих принципиальных позиций только увеличит наш авторитет в обществе, а может быть и приведет к сепарации в КПРФ на кондовых национал-патриотов, марксистов-догматиков и умеренных социал-демократов. Разделение КПРФ само по себе является важной политической задачей. И достижение этой цели тем более возможно, что КПРФ только эксплуатирует общественное недовольство, ориентируясь на овладение исполнительной властью и не предлагая реального выхода из тупиков нашего общественного развития, в то время как коммунистический электорат скорее нацелен на достижение перемен в повседневной жизни.

Коалиционная политика может явиться сильнейшим механизмом трансформации российской политической системы.

2. Организационное развитие Объединения.

1.Тяжелое экономическое положение, криминализация структур власти, консолидация партии чиновников и многие другие процессы требуют энергичных действий по созданию политической партии национального масштаба, способной выдержать давление со стороны постепенно приватизируемого государства, конкуренцию со стороны иных политических партийи способной конструктивным образом влиять на протекающие процессы. Время мелких политических партий прошло. Если "ЯБЛОКО" не сумеет предстать перед избирателями в новом облике, оно может не преодолеть пятипроцентный барьер на следующих выборах в Государственную Думу. А лишившись думской фракции — своего лидера, "ЯБЛОКО" рискует потерять влияние в стране и ослабить свои позиции и на региональном уровне. В этом случае само существование "ЯБЛОКА" станет проблематичным.

В соответствии с этим положением должны быть выработаны и организационные приоритеты Объединения.

2.Для укрепления влияния "ЯБЛОКА" в условиях развивающейся монополии на власть и средства массовой информации, сокращения финансовой базы и утраты населением веры в разумность демократического развития необходимо стимулировать проникновение информации о деятельности Объединения во все слои российского общества.

Роль и влияние региональной организации в Объединении должна соответствовать росту отделения, разветвленности его структуры и активности членов. Необходимо найти индикаторы для определения эффективности деятельности отделений. Наиболее осязаемым показателем такого рода является представительство регионального отделения в представительных органах государственной власти и местного самоуправления. Столь же значительным показателем является и работа членов "ЯБЛОКА" в органах исполнительной власти. И, конечно же, работа региональных отделений, прежде всего, должна строиться вокруг деятельности их представителей во властных структурах.В том числе и работа в средствах массовой информации. Точно так же, как работа Объединения на федеральном уровне должна быть ориентирована на деятельность фракции "ЯБЛОКО" в Федеральном Собрании. Надо признать, что без думской фракции развитие "ЯБЛОКА" сегодня было бы невозможным.

3.Политическая ситуация во многих регионах такова, что наше представительство в органах власти будет весьма ограничено. И это зависит не только от качества региональной организации, но в еще большей степени от экономического положения в регионе и его культурного потенциала, от характера и состояния властей, наличия сильных конкурентов и т.д. Поэтому вовлечение наших активистов в структуры власти не является единственной и непременной целью и не является абсолютным показателем силы и значимости отделения "ЯБЛОКА". Содействие развитию структур гражданского общества является самостоятельной и столь же значимой задачей для нас.

Самым простым и одновременно самым эффективным способом продвижения к этой цели является увеличение числа членов нашей организации, создание не только региональных отделений в максимально возможном числе субъектов Федерации, но и ускоренное создание районных, городских и поселковых отделений. Такое расширение Объединения не будет устойчивым, если существующие организации не претерпят серьезных преобразований, не будут усилены, не поднимутся на качественно иной уровень.

Рост численности организации и ее разветвленность должны стать одним из показателей эффективности организации . Но, чтобы судить об этом, необходимо ввести регистрацию членов Объединения и фиксированное членство, а возможно, и иные, более жесткие ограничители роста числа фиктивных членов — кандидатский стаж, рекомендации для вступающих в "ЯБЛОКО", членские взносы и т.д.

4. Проблема фиксированного членства обычно сопрягается с проблемой двойного членства и проблемой коллективного членства. Дело в том, что привлечение людей в Объединение столкнется с рядом сложностей. Первая волна, которую можно увлечь "яблочными" идеями, особенно в провинции, это участники других политических организаций, теряющих свой потенциал или стремящихся усилить свои возможности благодаря союзу с "ЯБЛОКОМ". Сегодня они не готовы безоговорочно войти в "яблочные" структуры, поэтому для их привлечения необходимо использовать ряд механизмов, предусматривающих промежуточные состояния между персональным членством в Объединении и непричастностью к нему.

Новые активисты, которых предполагается вовлечь в орбиту "ЯБЛОКА", также не всегда будут готовы сломя голову вступать в Объединение. И для них необходимо создавать специальные институты. Ими могут стать научно-технологические центры типа филиалов ЭПИцентра и ИГПИ, а также всевозможные клубы — любителей политики, поддержки "ЯБЛОКА" и т.д. и т.п. Объединение может патронировать их деятельность, формально оставаясь непричастным к их деятельности.

5. Неоднократно отмечалось, что двойное членство в политических структурах является одним из наиболее дестабилизирующих факторов в партийном строительстве. Оно затрудняет самоидентификацию членов Объединения и как бы предполагает возможность дезертирства, создает внутренние группировки и барьеры, требует специальных объяснений как внутри организации, так и в беседах вне "ЯБЛОКА". Поэтому стремление к исключению двойного членства стало доминировать в Объединении. Однако существует и другая точка зрения.

Впользу допущения двойного членства говорит слабость политических позиций, занимаемых сегодня "ЯБЛОКОМ". Члены иных политических организаций, тяготеющих к "ЯБЛОКУ", не уверены в том, что наше Объединение сумеет достаточно успешно противостоять давлению со стороны государства, что оно сумеет преодолеть пятипроцентный барьер на следующих выборах, что оно не расколется, как это происходило до сих пор во всех партиях, заявлявших о своей демократической ориентации. Особым предметом беспокойства является опасение в авторитарном характере Объединения.

Нам следует считаться с тем, что двойное членство — неизбежная болезнь роста. Пусть федоровцы или лебединцы поработают некоторое время с нами и убедятся, что мы демократичны, что наше единство обеспечено, что мы политически успешны. Тогда они будут готовы окончательно идентифицировать себя с "ЯБЛОКОМ", как это уже сделало большинство бывших республиканцев и социал-демократов. Возможно, отказ от института двойного членства станет целесообразным только после очередных успешных парламентских выборов, хотя большинство "яблочных" отделений смогло бы достичь этой цели уже в течение 1997 года.

Разумеется, двойное членство должно иметь ряд ограничений. Прежде всего, членом "ЯБЛОКА" не может стать член политического объединения, чьи цели, программные и организационные принципы противоречат "яблочным". Но даже если позиции оказываются близкими, двойное членство, должно быть исключено, если две "материнские" организации становятся конкурентами на выборах.

6.Коллективное членство также имеет ряд сторонников. Доводы в его пользу приблизительно те же, что и доводы в пользу двойного членства: в условиях, когда "ЯБЛОКО" не доказало своей устойчивости и не завоевало абсолютного авторитета, коллективное членство позволяет расширить число активистов Объединения. Некоторая рыхлость организации при этом неизбежна. Но основные негативные моменты можно устранить при помощи некоторых процедур. Например:

  • организация может стать коллективным членом "ЯБЛОКА" на местном или региональном уровне, при этом в местных отделениях "ЯБЛОКА" должно стать на учет не менее определенного числа представителей этой организации;

  • коллективный член может иметь ограниченное представительство на собраниях и конференциях не выше

  • представители коллективного члена делегируются на конференции и съезды наравне с членами "ЯБЛОКА", принимают участие в общих собраниях с правом решающего голоса только в том случае, если они зарегистрированы персонально в отделениях Объединения;

  • коллективный член не может быть представлен в руководящих органах Объединения любого уровня;

  • представитель коллективного члена, не принявший напрямую "яблочного" членства, не может быть избран руководителем отделения "ЯБЛОКА" любого уровня;

Такие ограничения будут подталкивать активистов к фиксированию своего членства в "ЯБЛОКЕ", а затем и к обретению полноценного индивидуального членства, не закрывая возможностей "осторожного" участия в движении для тех, кто не сделал для себя окончательный выбор. Коллективное членство можно будет упразднить одновременно с упразднением двойного членства или после него. К этому времени "ЯБЛОКО" должно создать адекватные механизмы взаимодействия со структурами гражданского общества — клубы, общественные объединения неполитического характера, семинары и т.п.

7.Постепенное вытеснение двойного членства и сокращение коллективного членства должно быть устойчивой тенденцией в Объединении. Должны быть разработаны нормативные документы, которые бы поощряли такое направление развития. Таким документом могут стать "Положение о местном (районном, городском, областном, республиканском) отделении "ЯБЛОКА"" и "Положение о региональном отделении "ЯБЛОКА"" в соответствии с первоначальным замыслом Устава. Эти документы должны быть разработаны специальной комиссией по поручению Съезда, утверждены не позднее февраля 1997 года на очередном пленуме ЦС. Эти документы должны сразу же после утверждения ЦС стать основой деятельности Бюро ЦС и Региональной комиссии, а наши территориальные и местные отделения должны будут до очередного съезда внести изменения в собственные уставы в соответствии с нормами этих Положений.

Очередной съезд, на основании опыта работы местных отделений, должен разработать новый Устав Объединения или партии (если к тому времени закон о партиях будет принят парламентом). Тогда можно будет учесть реалии развития "ЯБЛОКА" в 1997 году. В таком случае можно будет либо отказаться от практики применения региональных уставов, либо унифицировать в течение короткого срока основные положения региональных уставов по всей стране.

Целесообразно было бы включить в предполагаемые нормативные документы положения о кандидатском стаже, о допустимости двойного членства только для кандидатов, о том, что статус региональной организации предоставляется только тем отделениям, которые отказались от двойного членства. Вероятно, следовало бы исключить и коллективное членство на уровне региональной организации, оставив его возможность на местном уровне.

8.Фиксированное членство само по себе и переход к строго персональному членству облегчают поиск инструментов преодоления рыхлости организации, но не решают эту проблему. Необходима мобилизация активистов Объединения. Наилучшим способом мобилизации членов и сторонников являются выборы. Однако собирание сторонников во время избирательной кампании может происходить только вокруг стержневой структуры, которая должна сформироваться в промежутке между выборами. В противном случае мы либо не достигнем достаточного уровня мобилизации, либо, что еще хуже, рискуем повторить опыт быстрого возникновения параллельных и даже враждующих структур. Необходимы специальные механизмы.

Первым и самым естественным механизмом является информационная сеть. Поток сведений из центральных органов Объединения должен поступенчато спускаться вниз до рядовых членов и ответный поток должен поступенчато же подниматься наверх. Особенно это важно ввиду сокращения тиражей центральных газет и журналов, а также ввиду слабости и недифференцированности ныне существующих систем концентрации информации. Следующим шагом должно стать создание общефедеральной газеты "ЯБЛОКА".

9.Система информации сама по себе является лишь инструментом коммуникации, инструментом донесения до каждого члена Объединения того содержательного материала, того опыта, который нарабатывается разными структурами "ЯБЛОКА"Первое место тут принадлежит деятельности думской фракции. Но этого недостаточно.

Работа думской фракции должна быть сильно изменена. Прежде всего, она должна обрести ярко выраженную политическую направленность и публичность. Фракция, в том виде, в котором она существует сегодня, не справится с этой задачей. Для осуществления этой задачи необходимо создание специальной структуры, которая, пользуясь всеми имеющимися технологиями, поддерживала бы политический тонус фракции, готовила бы необходимые материалы и доводила бы позицию фракции до СМИ.

Ресурсы фракции для этого явно недостаточны. Поэтому именно Объединение должно взять на себя работу по формированию такой структуры и обеспечению ее деятельности. То же касается и законодательной работы фракции. Необходимо создать комиссии по направлениям: государственное устройство, экономическая реформа, социальная политика, внешняя политика, местное самоуправление и т.д., — которые не только бы сами работали над законопроектами, но и отслеживали ситуацию, поддерживая постоянную связь с активистами Объединения в провинции, построив таким образом вертикальные структуры "ЯБЛОКА".

10.Авторитет "ЯБЛОКА" зиждется, прежде всего, на опыте реформаторской работы (500 дней, Нижегородский пролог), и после неудачи на президентских выборах оценка Объединения будет зависеть от того, какой ответ мы дадим на всеобщий запрос: помогите создать нам региональную программу выхода из кризиса! Поэтому создание экспертных групп и групп разработчиков становится вызовом времени. Наши местные организации лишь в немногих местах могут создать сами, какие никакие команды экспертов. Они нуждаются в поддержке из Москвы. Сегодня "ЯБЛОКО" не в состоянии оказать такую поддержку. Поэтому формирование комиссий Объединения при фракции могут положить начало этой работе, которая должна дать эффект в ближайшие два-три года. В противном случае наш задел девальвируется и нам придется искать для себя новый имидж

11.Фракция и тесно работающие с ней комиссии, равно как ЭПИцентр и ИГПИ, должны стать настоящей фабрикой мысли, местом, где рождаются новые идеи и новые технологии. Реализация этих идей — дело и фракции, и региональных "яблочных" команд. Но эти региональные команды на сегодняшний день или вовсе отсутствуют или чрезвычайно слабы. Отсюда потребность в создании системы партийного обучения. Это обучение должно касаться и партийной работы, и подготовки специалистов, и передачи технологий и идей людям, вовлеченным в текущую реформаторскую деятельность.

12.К сожалению, следует констатировать значительную исчерпанность того слоя, из которого черпаются политические активисты. Поэтому основные надежды "ЯБЛОКА" должны базироваться на активной работе в молодежной среде. Должны быть сосредоточены достаточные силы для реализации специальной программы развития молодежного движения. При этом должно быть обращено внимание на то, чтобы молодежные структуры были не иждивенческим придатком "ЯБЛОКА", а напротив, были его самой активной частью. К молодежи не надо относиться, как к ребятам в коротеньких штанишках. Молодых людей надо рассматривать, как полноправных партнеров в работе наших отделений. Их надо вовлекать в деятельность местных отделений, и их роль и влияние в Объединении должна измеряться не возрастом, а исключительно вкладом в нашу общую работу.

13.Столь масштабные задачи не могут быть решены при помощи той небольшой организации, которую представляет собой сегодняшнее "ЯБЛОКО". Поиск новых людей, способных справиться с предстоящим объемом работы, становится необходимым не только для избирательных кампаний. Поэтому необходимо использование новых технологий и в этой области. Но, прежде всего, необходимо резко увеличить число встреч с избирателями.

Встречи с избирателями потребуют переориентации в деятельности депутатов фракции, поскольку такая деятельность должна стать приоритетной для них. Никто другой с ней не справится. Кроме того, такие встречи, поездки по стране смогут вдохнуть жизнь в представление о "ЯБЛОКЕ" как о команде. Сегодня такое представление выглядит крайне неубедительно из-за плохого знакомства не только населения, но и прессы с действующими лицами. И это сильно снижает поддержку Объединения.

Кроме того, необходимо реализовать систему персональной ответственности конкретных депутатов за работу в региональных и местных отделениях "ЯБЛОКА". Особенно важно организовать взаимодействие депутатов разных уровней. Необходимо связать степень вовлеченности депутата в текущую работу отделения, степень участия депутата в публичной политической жизни региона с его местом в избирательном списке Объединения. Разумеется, не все депутаты могут сосредоточиться на работе в отдельном регионе. Но тогда эти депутаты в будущем должны становиться кандидатами в федеральную часть списка как лидеры федерального уровня.

14.Концентрация ресурсов для организационного развития в центре, прежде всего в думской фракции и Бюро ЦС и развертывание преобразований сверху является констатацией того факта, что депутатский корпус — главное завоевание "ЯБЛОКА". Уровень профессионализма, общественное признание фракции являются залогом того, что построенные с ее помощью и тесно связанные с представителями "ЯБЛОКА" в Думе региональные организации окажутся привлекательными для избирателей и полезными в практической работе.

Однако надо признать, что такой подход отличается от провозглашенного прежде принципа "вырастания снизу". Устав Объединения предполагал, что "ЯБЛОКО" является федерацией региональных организаций, в идеале — самоуправляющихся. Это означало, что развитие местных и региональных организаций является делом их собственной ответственности. Но практика показала, что за небольшим исключением развитие местных отделений в течение двух лет шло крайне неудовлетворительно. Большинство отделений так и не смогло самостоятельно обеспечить свою деятельность, что привело к фактическому отказу от федералистской модели Объединения и реализации унитарной модели.

Тем не менее, такое состояние дел не может считаться удовлетворительным. Мы не в состоянии были перейти к федералистской структуре, но и продолжение развития по унитарному принципу для нас неприемлемо. Поэтому необходимо приложить специальные усилия, чтобы переломить тенденцию к унитаризму и централизму. Поскольку сделать это в рамках всего Объединения сегодня нам не по силам, необходимо двигаться этапами. Для начала необходимо избрать 5-6 регионов с наиболее сильными организациями и максимальным культурным и политическим потенциалом, с тем, чтобы, сконцентрировав усилия, вызвать взрывообразный рост организации, обеспечить ей приток членов — и прежде всего квалифицированных специалистов, — создать при региональном отделении группы разработчиков законопроектов и экономических предложений, обеспечить эти группы и отделение в целом материальными ресурсами и включить их в систему тесного взаимодействия с центральными структурами "ЯБЛОКА". Надо добиться, чтобы эти отделения сумели перейти на самообеспечение.

После достижения такого результата с учетом реальных политических успехов необходимо этим организациям предоставить в Объединении статус регионального (в соответствии с первоначальными формулировками Устава) отделения. Вслед за этим, и опираясь уже не только на фракцию, но и на мощь сильнейших отделений, надо перенести центр тяжести в работе на следующие 5-6 отделений. Создав таким образом, костяк Объединения, мы можем постепенно наращивать федералистскую структуру, вытесняя постепенно элементы централизма.

15.Отделение, получившее статус регионального, обязано нести свою долю ответственности за финансирование деятельности Объединения, но оно также должно обрести более значительный вес в управлении "ЯБЛОКОМ". Например, оно, может быть, должно, получить право на дополнительное место или места в ЦС. Возможно, именно эти организации станут кустовыми центрами "ЯБЛОКА", тогда можно будет реализовать идею Совета Регионов, которая в этом случае обретет содержание и смысл.

Если отделение обеспечит свое существование и развитие без постоянной подпитки из центральных органов, оно, вероятно, сможет отказаться и от таких временных институтов, как коллективное и двойное членство. Авторитет организации должен быть таким, чтобы человек, становясь перед выбором, делал его уверенно.

Втаком случае, когда более половины наших отделений обретут статус региональных, можно будет говорить о достаточных условиях для трансформации "ЯБЛОКА" в партию, которая была задумана при его основании.

16.Отделения, не обретшие статуса региональных и пользующиеся постоянной поддержкой из Москвы или региональных центров, должны работать в тесном контакте с центральными органами Объединения. Это не означает, что региональные отделения не будут находиться под постоянным наблюдением центральных органов. Напротив, знакомство с работой территориальных и региональных отделений должно стать обычной практикой для Ревизионной комиссии, Бюро ЦС и членов ЦС. Но в то время как региональные отделения будут нести самостоятельную ответственность за выработку и реализацию региональной политики, территориальные отделения, обращаясь за помощью в центр, должны будут согласовывать с ним свои программы и действия. Не должно быть так, как предлагают некоторые представители отделений: вы обеспечьте нас ресурсами, проведите нас в парламент, а кого мы туда направим и какую программу будем реализовывать — наше дело.

Вэтих условиях и руководство Объединения будет заинтересовано в скорейшем становлении региональных отделений. Необходимость роста авторитета местных отделений "ЯБЛОКА", успеха на выборах и бремя централизованных расходов предотвратят в будущем всякие попытки создания параллельных структур. Препятствовать деструктивному вмешательству в дела территориальных отделений будут и сильные региональные организации, которые не захотят чувствовать себя заложниками слабых отделений.

17.Изложенная программа трансформации "ЯБЛОКА" для своей реализации потребует довольно много времени. Если переход к индивидуальному членству разбить на этапы, то первый этап — введение регистрации всех участников Объединения — может быть завершен в течение 1997 года. Второй этап — полное исключение коллективного и двойного членства — вряд ли удастся завершить раньше, чем в последние месяцы 1999 года. На сроки преобразования накладывает ограничения и отсутствие закона о политических партиях, в работу над которым депутатам "ЯБЛОКА" надо бы включиться.

1997 год должен стать переломным в создании сильных региональных организаций. К концу года должно быть зарегистрировано от 5 до 10 региональных отделений.

Что касается комиссий при думской фракции, а также системы партийного образования, то эта работа до конца тысячелетия пройдет только начальную фазу, хотя заметные результаты должны быть достигнуты в течение ближайших 12 месяцев.

18.Финансирование деятельности объединения продолжает оставаться наиболее осязаемой проблемой. Более того, ситуация становится более напряженной в связи с поляризацией политической сцены. Нельзя не считаться с тем, что поддержка "ЯБЛОКА" была обусловлена в первую очередь ожиданиями бизнесменов, что в короткой перспективе Явлинский станет президентом или займет достаточно высокий пост в правительстве. Теперь — по крайней мере, на некоторое время — бизнесмены повернутся в сторону реальной власти, демонстрирующей волю к консолидации, или претендентов, которых они сегодня считают более надежными.

Встранах старой демократии бизнес ценит политические организации. Но у нас эта культура дает лишь первые ростки. Пока бизнесмены в большинстве случаев готовы оплачивать лишь черное лоббирование или самым банальным образом покупать власти. Становление криминально-корпоративного государства в России не способствует смене подходов. Поэтому мы должны не только умерить надежды на благотворительность, но и должны с высокой степенью разборчивости относиться к пожертвованиям. Это означает, что, если мы хотим устойчиво финансировать нашу деятельность, мы должны сделать основную ставку на самостоятельный источник доходов.

Не следует забывать, что совмещение политической деятельности с бизнесом самым пагубным образом сказывается как на политических организациях, так и на политиках. Поэтому коммерческая деятельность и политическая активность должны быть жестким образом разведены. Речь не идет о безусловном требовании — соблюдении закона, речь идет о строгой внутренней дисциплине, более жестком ограничителе, чем закон. Соблюдение строгих нравственных требований, приоритет общественно-значимых интересов над интересами бизнеса должны быть непременной основой коммерческой деятельности структур, создаваемых "ЯБЛОКОМ".

Характер предприятий, создаваемых Объединением, должен в максимальной степени приближаться к возможностям, обеспечиваемым общественно утвердившимся имиджем "ЯБЛОКА". Это означает, что лучше всего создавать консалтинговые фирмы, проектные группы, по образцу ЭПИцентра, центры избирательных технологий и т.п. структуры интеллектуальной деятельности. Создание таких фирм оптимальным образом соединило бы внутренние потребности "ЯБЛОКА" с условиями его финансового самообеспечения.

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.