|
Из
воспоминаний Вячеслава Игрунова, 2001 г.
По поводу "Медицины..."
Когда я писал эту статью ("Медицина как
источник генетического груза" - Е.Ш.), я ведь страшно болезненно переживал:
для меня тогда становилось ясно, что человек должен доверять механизмам
эволюции. Он должен понимать, что он есть материал этой эволюции и он должен
смиряться со многими вещами: со смертью, в частности, с потерями, потому что он
не должен допускать ножниц между возможностями организма и возможностями среды.
И это была трагическая вещь, потому что сам я человек очень больной. Сам я
человек со многими недостатками, и естественно, что мои дети еще более должны
были страдать многими моими недостатками. Это общее течение мысли, а для меня
с двенадцати лет была важна мысль, что я смертен и потому, поскольку я
смертен, я должен оставить след по себе: а) в культуре - тогда
я таким словом не пользовался, тогда я как-то иначе говорил…б) - в
детях. Дети должны быть моими наследниками - наследниками моих мыслей,
стремлений, ценностей и так далее, и поэтому сама мысль о том, что мои
дети могут быть такими же несовершенными и должны подвергаться такому же
суровому отбору - это было, конечно, мучительно страшно! Мне самому было
читать об этом - свой текст читать и прилагать его к себе - было мучительно
больно и, тем не менее, месяц за месяцем, год за годом переживая это свое
открытие я изменился и стал спокоен. Более того, более того, страх смерти - это
та сила, которая двигала мною все мое детство и всю мою юность. Все, что я
делал, было так или иначе окрашено страхом смерти. Эта статья в конечном итоге,
через много лет после ее написания примирила меня со смертью. Я теперь не боюсь
смерти - да, мне тяжело об этом думать, тяжело думать, что я смертен, что это
все кончится, что это все уже скоро кончится… Но в этом есть печаль, но
нет катастрофы и… если бы не это… У меня был текст по "Введению в
социологию", где я говорил о такой фундаментальной, цивилизационно
образующей вещи, как отношение к смерти. Мое отношение к смерти радикально
отличается от того отношения к смерти, которое было в культуре, воспитавшей
меня. И я думаю, что только с таким, как у меня, отношением можно будет войти в
новую цивилизацию, когда мы можем не самоубийственно хозяйничать на этой
земле… Так что не важно, какое эта статья будет иметь научное
значение… Может быть, с научной точки зрения там я наделал глупостей, ошибок, и
кто-нибудь вообще скажет, что ламаркизм - это глупость - ламаркизм в
широком смысле, или что те механизмы, о которых я говорю - это ерунда. Но никто
не сумеет перешибить мое понимание, к которому я сам пришел: что человек просто
не существует отдельно от всего остального. Просто вот как я лет в восемь -
девять понял, что мужчина и женщина не могут существовать отдельно друг от
друга, что это нечто единое целое - если они будут существовать отдельно
друг от друга, то их больше не будет, они очень коротко просуществуют
- точно также впоследствии я понял, что человека, деревьев, которые растут
на земле, и белок, которые бегают по этим деревьям, не существует отдельно - они
единое целое. Биоценоз - это неразрывно существующая система. Человек в ней лишь
элемент.
Запись и редакция Шварц Е.С.
См. также:
письмо к М. Гефтеру от 4
ноября 1980, "Круглый
стол" в Черкизово, 2 сентября 2000 г., лекцию
В. Игрунова 19 октября 2002г, 2-ую часть
Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!
|
|