|
Беседа с Вячеславом Игруновым, 2001 г.
О начале Высших Социологических Курсов.
Я должен был прочесть на Высших Социологических Курсах
"Введение в социологию общественных движений в СССР". Собственно, я его
прочел два раза - он был совсем небольшой, по-моему, по восемь часов каждый
курс. Главное, конечно, рассказывалось о нашем советском общественном движении,
начиная с середины сороковых годов и до середины 89-го года. Собственно говоря,
Высшие Социологические Курсы задумывались мной как такая структура, которая
могла бы всасывать в себя молодых талантливых обществоведов. На самом деле,
когда я говорил о создании нового сообщества ученых, надо мной сильно
посмеивались - Заславская, Ядов...
Дело в том, что в общественных науках, которые опирались на марксизм, вообще
выросли из марксизма, преобладали люди, не получившие настоящего
обществоведческого образования. И вот хотелось собрать молодых людей, которым
можно было бы преподавать историю социологических учений, историю философских
учений, да и не только это. Почему были Высшие Социологические Курсы? - Это
очень просто. Когда мы были на одном из семинаров в Куйбышеве в 88-м году, как
раз только-только состоялся пленум ЦК КПСС, который принял постановление о
стимулировании социологии. И вот под это дело я решил воспользоваться
таким решением и создать вот эти Высшие Социологические Курсы, опираясь на
ассоциацию молодых социологов, в рамках которой проходил данный семинар. Они
вписывались вот в это постановление о социологии - это могли бы быть любые
курсы. Но почему бы не это? То есть, я всегда использовал те формы, которые
подворачивались под руку. И мы делали Высшие Социологические Курсы. И, понятно,
что, так как мы делали Высшие Социологические Курсы, то и специфический упор
делался на социологию. А как возможна социология без истории? Я вот лично не
очень понимаю - социология без истории - это на мой взгляд нонсенс... Это как бы
две стороны одной медали. И понятно, что мы должны были вписываться в это.
Кстати, замечательный курс истории социологических учений читал там
Филиппов.
Так вот, поскольку мы делали новый шаг, то предполагалось, что в том числе и
я что-нибудь прочту. У меня, конечно, как всегда, не было времени, и поэтому мы
сократились до темы, которая была интересна для меня - это история и
социология общественных движений в СССР . Для этого мне не надо было
готовиться - я готов был несколько лекций подряд просто отчитать. Но мне
казалось, что совершенно неправильно было просто рассказывать: этот тогда-то
сделал то-то, этого посадили за то-то, у этого были такие-то идеи и так далее.
Хотелось сделать из этого некоторый теоретический материал, и поэтому я
предпосылал для каждого курса лекций некое введение, где бы я давал какие-то
общефилософские подходы. Два текста, которые я прочел - два введения - как раз
записаны. Но я не убежден, что тексты самих лекций есть.
Вот этот черновик -он неполный, он незаконченный, и понятно, что когда я
читал, я читал что-то отличающееся от этого - я не могу повторять то, что я уже
написал, но, конечно, это было подспорье. Так что это часть текста. Сам текст
был другим, он не сохранился. А второй текст посвящен другим проблемам...
Дело в том, что я никогда не занимался социологией. Я не социолог - я
повторяю, это была некая привязка к специфическому тексту, к специфической
форме, ия не претендую ни на какие ровным счетом социологические открытия. Я
считаю, что мой текст о типах лидерства - вполне нормальный
социологический текст. С какой яростью один мой приятель сказал, что
он даже читать не будет, потому что я не специалист. И я отношусь к своим
текстам так же. Это дилетантские вещи, дилетантские высказывания... Это как бы
мои соображения - я как бы натурфилософ такой - простой необразованный
наблюдатель, который видит что-то в жизни.
Из слушателей Высших Социологических курсов, как я понимаю, великих ученых не
вышло... Слушатели были разные... Среди них были люди из нашего М-БИО - Сережа
Митрохин, Илюша Кудрявцев, Лена Горевская - было много людей, которые слушали
эти лекции. Но были и слушатели из разных городов страны. Слушателей, как
правило, было немного - человек двадцать. Великих людей из них не вышло... Может
быть, Митрохин станет великим... или Кудрявцев... Но я не думаю, чтобы Кудрявцев
это запомнил, так же, как, впрочем, и Митрохин. Это все в одно ухо влетало, в
другое вылетало...
См. "Пояснения о фенотипах и генотипах культуры".
Записала и отредактировала Шварц Е.
См. также "История ИГПИ".
Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!
|
|